НевскийРежиссер Сергей Эйзенштейн, СССР, 1938

НАЧАЛО
Картина была создана по прямому указанию Сталина. На дворе стоял 1937 год, и обстановка была весьма тяжелой. В Европе Германия набирала обороты. А в СССР уже вовсю шли процессы над «врагами народа». В этих условиях очень пришелся бы кстати хороший «патриотический» фильм. Показываюший с одной стороны грядущую опасность германского вторжения и неизбежный разгром врага. С другой – предательство окопавшихся врагов, немецкую «пятую колонну». Ну, и вообще… — чтоб кино получилось классное. А кто может его снять лучше Эйзенштейна?

Сергей Михайлович находился тогда не в лучшем состоянии духа. Не говоря уж об отношении к нему власть предержащих. Только что он получил неприятный удар за «Бежин луг» (о Павлике Морозове). А сам фильм был уничтожен. В какой-то степени новая работа давала возможность и восстановить душевное равновесие. А заодно и вернуть расположение Сталина, без которого невозможно было снимать кино. Эйзенштейн решительно приступил к работе. Сорежиссером у него стал Дмитрий Васильев, только что закончивший работу с Михаилом Роммом над картиной «Ленин в Октябре». Впоследствии, Васильев снял знаменитые остросюжетные ленты «Над Тисой» и «Операция «Кобра». Оператором же, как всегда, выступил Эдуард Тиссэ. Музыку к фильму написал другой титан – Сергей Прокофьев.

Вообще «Александр Невский» создан великими. Если говорить об актерах, то в нем собрано целое созвездие мастеров театра и кино. Николай Черкасов, Николай Охлопков, Андрей Абрикосов, Варвара Масалитинова, Владимир Ершов, Сергей Блинников, Лев Фенин и многие другие. Свою первую роль сыграл замечательный ленфильмовский актер Федор Одиноков.

Лента вышла в 1938 и имела невероятный успех (сравнимый, разве что, с «Чапаевым»). Сергей Эйзенштейн получил Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации. Даже сейчас, спустя 70 лет, понимаешь, что это самый настоящий шедевр киноискусства. Даже несмотря на его морально-идеологическое старение. Почти сразу же после выхода картины на экраны она была изъята из проката. Поскольку Германия из потенциальной угрозы превратилась в лучшего друга и союзника. В 1941 году «Александр Невский» вернулся на экраны с еще более оглушительным успехом. Почти в полном составе съемочная группа «Невского» осуществила постановку и следующего шедевра – «Ивана Грозного».

МУЗЫКА
То, что создал Сергей Прокофьев, не укладывается в рамки обычного, как мы сейчас говорим, саундтрека. Уже тогда, сразу после выхода фильма на экраны, музыка зажила своей самостоятельной жизнью. Прокофьев объединил все музыкальные фрагменты в кантату «Александр Невский», состоящую из семи частей:

1) «Русь под игом монгольским»
2) «Песнь об Александре Невском»
3) «Крестоносцы во Пскове»
4) «Вставайте, люди русские!»
5) «Ледовое побоище»
6) «Поле мертвых»
7) «Въезд Александра во Псков»

По признанию самого Эйзенштейна, некоторые эпизоды фильма монтировались именно по записанной музыкальной фонограмме. Темы «Крестоносцы» и «Ледовое побоище» до сих пор используются в различных художественных и документальных киноматериалах.

СЮЖЕТ
Эйзенштейн не ставил своей задачей буквально следовать историческим фактам. В картине далеко не все соответствует реальной действительности. Поскольку в центре внимания стояла «немецкая» тема, то и фильм рассказывает о событиях 1242 года (опустив битву со шведами на Неве в 1240 году). То-есть, о вторжении Ливонского ордена на территорию северной Руси и его разгромом на Чудском озере. Наряду с историческими персонажами и событиями действуют и вымышленные. Как это обычно и бывает в подобных лентах. Несмотря на огромный успех фильма, Сергей Эйзенштейн остался им весьма и весьма недоволен. Из многострадального сценария Петра Павленко по указанию Сталина исчезли некоторые эпизоды, которые режиссер собирался снимать. И прежде всего, смерть князя Александра. Сталин собственноручно вычеркнул все, что должно было идти после знаменитой евангельской фразы «кто с мечом к нам войдет».

Вторжение Ордена застало князя Александра в Переяславле, куда он удалился после ссоры с новгородскими боярами. Однако немцы уже во Пскове, и остановить их может только герой Невской битвы. По просьбе новгородцев Александр возвращается во власть. Он укрепляет дружину и собирает народное ополчение. Действия князя не нравятся «врагам народа», Твердиле и Ананию. Которые всячески мешают, вредят и вставляют палки в колеса. Во Пскове немцы совершают жестокие репрессии против местных жителей, отказывающихся признать их власть и принять католичество. Всех их сжигают на кострах (куда бросают также и детей).

Князь с войском входит на территорию, занятую Орденом. Однако, высланный им для разведки отряд новгородцев во главе с боярином Домашем Твердиславичем попал в засаду и был полностью уничтожен. Александр отступает к Чудскому озеру, являющемуся границей между Орденом и Новгородом. Он занимает позицию на восточном берегу. И здесь, на озере, у Вороньего камня, решает дать главное сражение.

Это устраивает и руководство Ордена. Обе стороны готовятся к сражению. Которое является главным эпизодом фильма. Сражение заканчивается полным разгромом Ливонского Ордена. Магистр попадает в плен с группой рыцарей и кучей кнехтов. Также захвачен и Твердила. Кнехтов Александр великодушно отпускает («что с них взять – подневольно шли»). Рыцари остаются для выкупа («в обмен пойдут – на мыло менять будем!»). Зато предатель Твердила обречен («решай, народ!»). А с ним от рук женщин погибает и монах Ордена. О нем надо сказать отдельно. Специально для фильма была изготовлена точная копия средневекового портативного органа. На котором католический монах, одетый в черное, играет во время битвы (почерпнуто авторами из «Хроники Ливонии»). Почему он вызвал такую ярость, не совсем понятно…

СЪЕМКИ И АКТЕРЫ
Эйзенштейн собрал классный актерский состав. И это, прежде всего, конечно, исполнитель главной роли Николай Черкасов, без которого это уже был бы другой фильм. Черкасов продолжил работу с режиссером и на «Иване Грозном». Без всяких проб Эйзенштейн утвердил Николая Охлопкова и Андрея Абрикосова на роли соратников князя Василия Буслая и Гаврило Олексича. Популярнейший Сергей Блинников сыграл Твердилу. На роль Магистра Ордена режиссер пригласил легенду Московского Художественного театра Владимира Ершова. Все – народные артисты СССР. Но и остальные исполнители, рангом поменьше, заслуживают всяческих похвал.

Съемки шли непросто. Особенно эпизод Ледового побоища. Чтобы снять подобные сцены в то время необходим был мощный бюджет. А его-то, как раз, и не было. Да и сроки были сжатыми. Так что зиму пришлось снимать летом. Для съемок битвы во дворе Мосфильма на Потылихе выстроили декорацию. Асфальт посыпали мелом и залили жидким стеклом. Вовсю использовали также деревянные «льдины», окрашенные в белый цвет. Эйзенштейн и его группа сотворили невероятное. Однако, бутафория все равно вылезает в некоторых кадрах.

ИСТОРИЯ И ФИЛЬМ
По фильму «Александр Невский» ни в коем случае нельзя судить о ходе Ливонской войны. Несмотря на всю его кажущуюся историчность. Да и сейчас мы до конца еще не знаем, что же, все-таки, произошло тогда, 5 апреля 1242 года, на льду Чудского озера.

Изображение с кодом 777477 - savepic.ru — сервис хранения изображений В 1240 году Ливонский орден (Тевтонский орден в Ливонии, включивший в себя и меченосцев) вторгся в русские земли. Рыцари захватили Изборск, а затем и Псков (по договоренности с местными боярами), где ими был поставлен наместник Твердила Иванович. На северо-западе своим опорным пунктом Орден сделал Копорье. Кстати, во время ленинградской блокады Копорье стало одним из опорных пунктов «Дороги жизни». Именно по Копорью Александр нанес свой первый удар. Он отпустил пленных немцев, но жестоко расправился с перешедшими на их сторону эстами (нынешними эстонцами). Эстов, кстати, на Руси называли «чудь» — отсюда и название озера.

Ливонский орден, поддерживаемый Папой, пытался обратить православных «схизматиков» в католичество. Что и вызвало, собственно говоря, такую яростную реакцию со стороны местного населения. С эстами и другими племенами получилось проще — они все до этого были язычниками. По правде говоря, я не очень понимаю, чем, собственно, православие лучше любой другой христианской религии. Тем более, что и оно пришло на Русь с Запада. В любом случае, шла именно религиозная война. Жестокие расправы немцев над населением (особенно, над православными монахами) Эйзенштейном не выдуманы. А взяты из источников (с которыми, правда, режиссер обращался весьма вольно — все это произошло спустя десятилетия после описываемых событий).

5 апреля 1242 года на Чудском озере (место до сих пор точно не установлено — вероятно, в южной части озера) произошло решающее сражение между войсками Ордена и князя Александра Невского. И здесь вымысла больше, чем правды. Общий ход сражения, в общем, изложен верно. Немецко-датско-эстонское войско выстроилось клином («свиньей») и нанесло мощнейший удар в центр русского войска. Этот прием применялся не раз и приносил победу. Цель его — рассечь оборону противника надвое, а затем каждую часть бить отдельно. Однако, Невский предвидел такой вариант. Подождав, пока клин увязнет в обороне, он нанес противнику удары с флангов и вынудил его отступить.

Спустя 700 лет немцы повторили это наступление в Курском сражении. Ударив с размаху по войскам Центрального фронта, части фельдмаршала Клюге вклинились в оборону фронта на несколько десятков километров. Однако советские войска внезапно атаковали с флангов. Что поставило под угрозу окружения всю ударную группировку Моделя и вынудило Манштейна ввести в бой все танковые дивизии.

Войско Ордена начало беспорядочное отступление на западный берег озера. Где лед не выдержал тяжести и проломился. Многие погибли. Остальные были захвачены в плен. Все вроде так. Однако, сколько человек участвовало в сражении?

Ливонский орден находился тогда в трудном положении после Лигницкого поражения от монголов (произошедшего почти ровно за год до этого — 9 апреля 1241) и вряд ли способен был выставить огромное войско. Исследование дошедших до нас источников позволяет определить общую численность ливонского войска — около 400 человек. Но, кроме «братьев» Ордена, оно включало в себя датских рыцарей, рыцарей и кнехтов Дерптского (Тартуского) епископства, а также эстов. Собственно, сами рыцари всегда составляли меньшинство — своего рода элиту. Хорошо экипированную и исключительно боеспособную. Вместе с ними в походе участвовали их слуги, оруженосцы, простые воины, горожане и пр. Русские летописи приводят цифру в 10-12 тысяч человек для всего германского войска.

Потери тоже расходятся. Новгородская летопись сообщает о том, что эстов погибло «бесчисленное множество», а немцев — 400. Кроме того, 50 пленных рыцарей привели в Новгород. Ливонский источник «Рифмованные хроники» сообщает о лишь 20 убитых рыцарях и 6 пленных. Согласно «Хроникам», Ледовое побоище не являлось крупным военным столкновением. Кстати, и многие российские историки полагают, что значение битвы и потери Ордена сильно преувеличены. Цифра в 400 рыцарей даже не подлежит обсуждению — во всем Ордене тогда не насчитывалось столько. По данным исследователей, в 1242 году в Ливонии было около сотни рыцарей, и многие из них не могли принимать участие в Ледовом побоище, так как сражались с куршами. Таким образом, если считать, что ливонцы разделились поровну, в битве на Чудском озере участвовали около 50 рыцарей. Из них убито 20 и пленено 6. Всего же погибло около 400 человек и 90 захвачены в плен.

Потери новгородцев были огромны («много храбрых воинов пало»). В основном, они пришлись на бойцов центрального пешего полка, на который пришелся главный и самый страшный удар немецкого клина.

Есть и другая версия Ледового побоища, изложенная Владимиром Клименко в журнале «Новая Юность». По ней рыцари и кнехты, возвращавшиеся из Пскова (где они несли службу у Твердилы Ивановича) в свой замок на северном берегу Чудского озера, просто попали в западню, устроенную Александром. Может и так… . Вот, что пишет Клименко:
«Стоит обратить внимание на то, что в фильме «Александр Невский» допущены явные переборы выразительных средств. Я, например, сильно сомневаюсь, что Псков был обращен в пепелище, а монахи-миссионеры бросали в огонь плачущих детей. Я сомневаюсь и в том, что сеча была зла, а закованные в латы всадники проваливались под лед. На деле, скорей всего, было проявлено обоюдное благоразумие: одни попали в западню и сдались, другие за свое великодушие получили золото (а не мыло, как утверждается в фильме). Один серьезный историк в серьезной телепередаче (Феликс Разумовский в передаче «Кто мы?»), признавая художническую гениальность Эйзенштейна, назвал его фильм чистой мистификацией»

НИКОЛАЙ ЧЕРКАСОВ………………………………Князь Александр Невский
НИКОЛАЙ ОХЛОПКОВ…………………………………..Василий Буслай
АНДРЕЙ АБРИКОСОВ…………………………………..Гаврило Олексич
ВЛАДИМИР ЕРШОВ……………………………….Магистр Ордена Герман фон Бальк
По некоторым сведениям, Магистром Ордена в 1242 году являлся рижский комтур Андреас фон Фельфен
ДМИТРИЙ ОРЛОВ…………………………………..Игнат, кольчужный мастер
ВАСИЛИЙ НОВИКОВ…………………………………Павша, псковский воевода
ВАРВАРА МАССАЛИТИНОВА………………….Амелфа Тимофеевна, мать Буслая
НИКОЛАЙ АРСКИЙ……………………………………Домаш Твердиславич
ВЕРА ИВАШЕВА……………………………………Ольга, новгородская девушка
АЛЕКСАНДРА ДАНИЛОВА…………………………Василиса, псковитянка
СЕРГЕЙ БЛИННИКОВ………………………..Твердило (Твердила), псковский воевода
ИВАН ЛАГУТИН……………………………………………..Ананий, монах
ЛЕВ ФЕНИН…………………………………………………….Епископ
НАУМ РОГОЖИН…………………………………………….Черный монах

Рейтинг: Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 4,00 из 5) Загрузка...

Автор: Tweed

Внимание! Перепечатывание текстового материала разрешено автором, при условии размещения прямой ссылки на источник!
Ссылка: <a href="http://www.polskifilm.ru">Польский Фильм</a>
Автор сайта Tweed награждён орденом «Virtuti Wikipedi» за серию статей и правок к статьям о Советско-польской войне и Сентябрьской войне, а также за отстаивание нейтральности в обсуждении статей этих тематик.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *