Государственный преступникРежиссер Николай Розанцев………….Ленфильм, 1964 год

Автор сценария………………………………Александр Галич

Наверное, можно без преувеличения сказать, что работа Галича и Розанцева стала классикой советского детективного жанра. Хотя, думаю, вряд ли к ней подходит популярное (особенно, в Интернете) словечко “триллер”, которое сейчас применяют ко всем лентам без разбору. Не говоря уже о “саспенсе”, которым изобилуют все аннотации к данной картине. Вы не услышите также ни одного выстрела. Не увидите ни одного убийства. То-есть, всего того, без чего трудно себе представить голливудский (и даже классический хичкоковский) триллер. Здесь только расследование и поиск преступника. Но сюжет построен Галичем так, что напряжение зрительской аудитории растет с каждой минутой и достигает своего пика к концу ленты. При этом автор запутывает зрителей так, как и принято в крепком закрытом (там, где преступник сразу не известен) детективе. Особо хочу отметить и прекрасную (“шпионскую”, как тогда говорили) музыку Николая Червинского…

Уже сразу же после расстрела Берии и его сотрудников началась реформа советской тайной полиции. А после хрущевского доклада стали появляться картины о новом КГБ, в который пришли свежие, незапятнанные кадры. И который отныне будет заниматься исключительно благородными делами. Одним из которых является розыск и поимка нацистских преступников. Разумеется, все это являлось очередным мифом. Но он оказался так силен, что нашел свое отражение даже спустя годы в самом первом фильме о современной советской разведке “Мертвый сезон”. Мол, советские чекисты только тем и занимаются, что ищут военных преступников. Как внутри страны, так и за ее пределами. Тем не менее, нельзя не признать, что розыск бывших сотрудников немецких карательных органов велся безостановочно с самых первых дней освобождения оккупированной немцами территории. И продолжался без перерывов, несмотря на все тряски, которые сопровождали Лубянку с 1953 года…

Александр Демьяненко продолжает жизнь своего персонажа из только что прошедшего с триумфом по экранам “Сотрудника ЧК“, которого авторы поместили в другие обстоятельства. Это же, несомненно, можно сказать и о Павле Кадочникове – все тот же Федотов из “Подвига разведчика“, только спустя двадцать лет. Вот, почему зрители не особо углублялись тогда в высокие материи (мол, таких чекистов не бывает). А с первых же минут картины окунались в драматическую историю, поведанную Александром Галичем. И все-таки даже сейчас эпизод, когда какая-то девушка, набрав номер, по ошибке попадает в КГБ и просит позвать Люсю, может вызвать только улыбку. Равно, как вежливый голос мягкого и интеллигентного чекиста Андрея: “Девушка, у нас нет никакой Люси...”

Действие ленты разворачивается в Ленинграде. Где сотрудники Большого дома на Литейной по вновь открывшимся обстоятельствам возобновляют розыск пособника нацистов и кровавого палача Юрия Золотицкого. Надо сказать, что Галич сделал последнего таким монстром, что художественный совет Ленфильма резко воспротивился. Мол, получается, что он таким вырос при советской власти. А куда же смотрели семья и школа? Поэтому автору пришлось несколько изменить биографию Юрия Петровича. Золотицкий, оказывается, родом из Вильнюса. И в Россию приехал только в 1940-м году, когда Прибалтика стала советской. А, облегченно вздыхают зрители, теперь понятно. Буржуазное воспитание и все такое… . К тому же из фильма так и неясно, почему, собственно, делом Золотицкого занимается именно ЛКГБ. Можно лишь предположить, что преступник до войны жил в Ленинграде (во всяком случае, имел местную прописку). Поэтому литовское прошлое очень даже достоверно смотрится…

Имя Золотицкого всплывает на одном из процессов над нацистскими преступниками, которые часто проводились в послевоенные годы аж до самых 60-х, особенно в Краснодаре. Здесь город не указан, но, скорее всего, это тоже Краснодарский край. На процессе заочно судят шефа зондеркоманды Берга. Одна из главных свидетельниц, бывшая жительница этого города и военврач Нина Семенова, потерявшая зрение, напоминает аудитории и о Юрие Золотицком, который приехал сюда в самом начале войны и добровольно предложил немцам свои услуги. Она рассказывает о своей случайной встрече с ним в госпитале поселка Марьинск в 1944 году. Этот факт, неизвестный ранее, становится отправной точкой для нового расследования…

Как ни странно, в фильме не так уж и много идеологии по тогдашним меркам. Хотя и звучат стандартные выражения. Например, такие, как “Запад”. Или “бежать он собирается не с пустыми руками“. Я, кстати, так и не понял, что, собственно, здесь имеется в виду. Секретная информация? Ценности? Но ведь это сказано тогда, когда о Золотицком еще ничего не известно. Просто обязательная для таких картин и ничего конкретного не подразумевающая фраза. Как у Ильфа с Петровым – “старушки, они всегда преставляются“. А разные золотицкие – те всегда “бегут на Запад не с пустыми руками“. И обязательно надо добавить про “хозяев”. Мол, “хотел доказать там, что еще может быть полезным“…

Несмотря на всю стройность, в сценарии Галича (и, соответственно, в картине) имеются и некоторые просчеты, отсутствие логики в действиях героев. Например, Золотицкий, будучи бортмехаником на международных авиарейсах, посылает из Лондона письмо с тем, чтобы сотрудники КГБ поверили в то, что он живет на Западе. Поставленной цели он не добился – сам факт отправки такого письма еще больше укрепляет Поликанова и его коллег во мнении, что преступник находится в СССР. Казалось бы, что проще. Не так уж много советских граждан имеет возможность бывать за границей. Тем более, указаны конкретная страна и город. Определить, кто именно находился в Лондоне в момент отправки письма – это абсолютно плевое дело. Конечно, в этом случае весь остальной сценарий можно было бы выбросить в помойку. Значит, и сюжет с письмом авторы должны были представить, не нарушая логики…

В фильме “Государственный преступник” свою последнюю роль сыграл замечательный актер Сергей Лукьянов. Сергей Владимирович был уже тяжело болен и скончался ровно за месяц до премьеры картины. Ему шел только 55-ый год. Лукьянов стал исключительно популярен после роли Гордея Ворона в “Кубанских казаках”, за которую он получил Сталинскую премию. Там же, на съемках он познакомился с Кларой Лучко, ставшей его женой. Они не расставались до самой его смерти. После которой Клара Степановна восемь лет не выходила замуж…

Лукьянов прожил непростую жизнь, большая часть которой прошла на сцене. В 1942 году он был принят в труппу Вахтановского театра и проработал в нем до 1955 года. Его отношения с коллегами и руководством не сложились. Театр имени Евгения Вахтангова вообще всегда славился своими интригами и выживаниями неугодных. Тут надо сказать, что Сергей Владимирович не являлся актером вахтанговской школы. Кроме него, таких было еще трое – Андрей Абрикосов, Николай Плотников и Михаил Астангов. Однако, все они прижились в театре. Абрикосов и Плотников пришли сюда еще в 1938 году. А Астангов, хоть и позже Лукьянова, но никаких особых проблем не имел. А тот так и остался чужаком. Да и характер у Лукьянова был далеко не ангельский. Присуждение ему Сталинской премии в 1951 году вызвало резкую зависть и неприязнь со стороны его коллег. А через год, когда за роль Егора Булычева он получил еще одну, эта неприязнь переросла в открытое неприятие…

Борьба с неугодным актером в театре сводится, в сущности, к одному – ему не дают ролей. Так получилось и в театре им.Вахтангова. В 1955 году терпению Лукьянова пришел конец. Он пошел к Рубену Симонову и потребовал изменения ситуации к лучшему. В противном случае он покинет театр. Вероятно, он ожидал, что Симонов попросит его остаться. Однако, этого не случилось. Он ушел, что называется, громко хлопнув дверью. Давней мечтой актера был МХАТ. Но путь туда был не близок. Пока шли переговоры, Лукьянов поработал в театре им. Маяковского. И вот, наконец, долгожданная сцена. Оказалось, правда, что здесь, во МХАТе получить роль по уровню своего таланта еще сложнее, чем в Вахтанговском. За восемь лет работы во МХАТе Лукьянов сыграл всего несколько второплановых ролей. В конце концов, он снова вернулся в театр им. Вахтангова. Все эти театральные дрязги подорвали здоровье великого актера. 1 марта 1965 года на собрании театра, во время выступления Сергея Лукьянова по поводу очередных обвинений, его сердце остановилось прямо на сцене…

Подбирая исполнителей для своей картины, Николай Розанцев твердо решил взять на роль Золотицкого известного и узнаваемого актера с ярко выраженным положительным имиджем. Это должно было сбить зрителей с толку. Сергей Лукьянов подходил как нельзя лучше. Таких ролей в его творческой карьере еще не было. Надо сказать, что замысел режиссера удался на славу – зрители действительно выходили из зала, прямо скажем, ошарашенные. В фильме снялась вся небольшая семья Сергея Лукьянова. Клара Лучко играет Нину Семенову. А их дочь Оксана Лукьянова исполнила роль дочери Семеновой, Тани. Это уже второй фильм, где супруги снимались вместе (первым была “Большая семья”) после своей встречи у Пырьева. Съемки дались Сергею Владимировичу с огромным трудом, и присутствие на них жены и дочери было тогда ему просто необходимо…

В картине подобран блестящий актерский состав. В основном, заняты ленинградские актеры – Павел Кадочников, Александр Демьяненко, Валерий Никитенко, Бруно Фрейндлих, Степан Крылов, Борис Рыжухин. А главную женскую роль исполнила актриса ЦТСА Алина Покровская. Небольшую, но интересную роль сыграл Олег Жаков…

 

 

АЛЕКСАНДР ДЕМЬЯНЕНКО……………………………………………..Андрей Поликанов
ПАВЕЛ КАДОЧНИКОВ…………………………………………………….Алексей Михайлович
КЛАРА ЛУЧКО………………………………………………………………Нина Семенова
СЕРГЕЙ ЛУКЬЯНОВ…………………………………………………Золотицкий / Чернышов
АЛИНА ПОКРОВСКАЯ……………………………………………………..Майя Чернышова
ОЛЕГ ЖАКОВ………………………………………………………………..Леонид Иванович
БРУНО ФРЕЙНДЛИХ……………………………………………………….Виктор Доре
ВАЛЕРИЙ НИКИТЕНКО…………………………………………………….Лев Александрович
НЕЛЛИ КОРНЕВА…………………………………………………………..Нинель, жена Доре
НИКОЛАЙ КУЗЬМИН……………………………………………………….Сотрудник аэропорта
СТЕПАН КРЫЛОВ…………………………………………………………..Василий Иванович
ОКСАНА ЛУКЬЯНОВА……………………………………………………..Таня Семенова
АЛЕКСАНДР МОМБЕЛИ……………………………………………………Чернышов / Утехин
Озвучивает Ефим Копелян

Рейтинг: Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...

Автор: Tweed

Внимание! Перепечатывание текстового материала разрешено автором, при условии размещения прямой ссылки на источник!

Ссылка:

Автор сайта Tweed награждён орденом «Virtuti Wikipedi» за серию статей и правок к статьям о Советско-польской войне и Сентябрьской войне, а также за отстаивание нейтральности в обсуждении статей этих тематик.

Добавить комментарий для Владислав Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *