РезидентВ 60 — 80 годах прошлого века одной из главных арен холодной войны стал кинематограф. И, в общем-то, в этом ничего плохого нет. Уж что-что, а фильмы «про шпионов» зритель обожает. Как советско-российский, так и западный. Вот только «клюквы» в этих лентах столько, что хоть из нее морс делай, хоть так лопай — обопьесся и обожресся. Вот, например, англо-американская «бондиана» — своего рода классика жанра. Несколько фильмов в ней посвящены борьбе с КГБ и ГРУ. А среди персонажей — советские генералы Пушкин и Гоголь. Ну что ж, хорошие фамилии. Не хватает, правда, Чехова, но он уже занят в «Звездном пути«. Ну а про то, как одеты вышеупомянутые генералы и их товарищи по партии и оружию, я умолчу. Сразу возникает вопрос — они там что, травки обкурились? Других фамилий русских где-нибудь взять не могут? В чем у нас ходют, не знают?

Я вот тут сразу вспоминаю «Красную жару» со Шварценеггером. Эта «милиция», что там показана, тоже ведь «клюква» редкостная. А помните последние кадры, снятые на Красной площади? Мента этого в валенках? Московские-то эпизоды все снимались в Будапеште (одного из «русских» даже играет Габор Конц), но ведь Уолтер Хилл был в Москве. Значит, видел и наши реалии, и нашу милицию и прочее, и прочее. Но, тем не менее, снял так, как хотел. Спросите, почему? А потому что его задачей было показать не то, что имеет место быть, а то, как это представляет себе западный зритель. А последний представляет примерно так. Все в снегу, на снегу сидит медведь Пушкин (или Гоголь), пьет водку и играет на балалайке. В известном сериале «Девять неизвестных» один из персонажей (Валерий Баринов) говорит другому (Егору Бероеву) примерно следующее: «Мы с вами в этом мире не пересекаемся. Так уж получилось. Вы сейчас разговариваете не со мной, а с вашим представлением обо мне«. Вот так и в этих лентах.

Причем, надо сказать, с падением СССР русских в американском кино стало больше (на смену шпионам пришли бандиты), но количество «клюквы» не сократилось. Чего стоят, например, такие диалоги (часто по-русски, но с чудовищным акцентом): «Сергей, ты не знаешь, где Анна? — Она пошла к Николаю«. Понятно, что голливудские «пушкино/гоголеведы» об уменьшительных именах в русском языке имеют весьма смутное представление.

Советская же «клюква» носит, я бы сказал, несколько иной характер. Наши знания о все той же Америке, несомненно, более глубоки, нежели у американцев о России. Вообще эта разница в знаниях у обитателей двух миров хорошо проглядывает в известной викторине «Кто хочет стать миллионером». Европейцы с американцами прекрасно ориентируются в мире шоу-бизнеса и кинематографа. Причем, возраст здесь не играет ни малейшей роли. Помню, как в одной из итальянских передач (со знаменитым телеведущим Джерри Скотти) очень пожилой игрок отвечал на вопрос о группе Лед Зеппелин. Нашего пенсионера (да и не только пенсионера) сразу бы кондрашка схватила на таком вопросе. Но человека, который вырос на рок-н-ролле 50-х, никакими «ледами» не запугаешь. Точно так же другой игрок быстро разобрался с фильмами Хэмфри Богарта. Однако литература или, скажем, география — это уже наши приоритеты (итальянец раскис на простом вопросе по Конан-Дойлю). Наша киношно-шпионская «клюква» базируется не на незнании реалий, а на идеологии. То-есть, почти как в примере с Уолтером Хиллом, показано не то, что есть, а то, что укладывается в идеологические установки. «Не надо, как лучше. Надо — как положено«. И речь тут идет уже не о форме или фамилиях, а о самой сути происходящего …

Одной из классических советских «шпионских» лент является сериал про «резидента». Сериал состоит из четырех фильмов и обычно именуется тетралогией. Однако, как мне кажется, правильнее было бы назвать его дилогией: «Ошибка резидента» / «Судьба резидента» (1968 / 1970) — это первая часть. «Возвращение резидента / Конец операции «Резидент» (1982 / 1986) — вторая часть. Первые две ленты сняты в одной манере, в черно-белом варианте, с синхронной (т.е вживую) записью звука (по крайней мере, многие эпизоды). Действие второго фильма является непосредственным и плавным продолжением первого. Вторая же часть снята после 12-летнего перерыва, в цветном варианте, в несколько иной манере (что вполне естественно после стольких лет). Да и персонажи-то, в основном, новые (хотя и из прежних кое-какие присутствуют — иначе-то связь между частями совсем не протянуть). В первой части, помимо русской, звучит и иностранная речь — немецкая и французская. Поскольку звук записывался синхронно, то и актеры подобраны соответствующие. С немецким языком — Глеб Плаксин, австриец Эрвин Кнаусмюллер и эстонец Олев Эскола, а также целая группа гэдээровских актеров — Петер Боргельт (его все знают по «Телефону полиции 110»), Вильгельм Кох — Хооге, Вальтер Кауфман и Эрих Гербердинг.

Последний, правда, играет американца и, строго говоря, должен бы разговаривать с английским акцентом, но авторы в такие нюансы не вникают. А зрители — тем более. К тому же на фоне дикторского перевода никакой акцент (а он присутствует и у Плаксина, и у Эсколы) не заметен. Так же синхронно записана и сцена в 10-ом отделении милиции, куда доставляют Клотца (Эсколу). Там тоже звучит немецкая речь. Но не только Клотца, а и сотрудника МИД Овчинникова. В этой маленькой роли выступил Петр Куриленко, декан кафедры немецкого языка МГПИИЯ им. М. Тореза, автор популярных учебников немецкого, хорошо знакомый всем тем, кто смотрел уроки немецкого языка по ЦТ. Замечу, кстати, что у Петра Нестеровича произношение лучше, чем у Олева Вальдемаровича. Французский же язык звучит здесь в исполнении свободно им владеющих Эдиты Пьехи и Андрея Вертоградова. Первая часть получилась более достоверной, чем вторая.

Картина начинается тем, что КГБ получает письмо от анонимного доброхота, который сообщает о прибытии иностранного агента. Это как если бы сам агент прислал бы телеграмму следующего содержания: «Прилетаю рейсом (или прибываю поездом) таким-то. тчк. Встречайте с цветами. тчк. Целую. Ваш шпион». В принципе, уже после этого фильм можно не смотреть. Поскольку все события, в нем описанные, проходят под контролем КГБ или при его непосредственном участии. Впрочем, многие зрители, как тогдашние, так и нынешние, этого не поняли. И на полном серьезе полагают, что нашлась настоящая сестра Зарокова (вот прям стоило ему приехать, как она тут же нашлась), которую ее «брат» пытался убить. Некоторые даже задаются вопросом — да как же его, гада такого, в чекисты приняли, ежели он невинную женщину порешить хотел? Ничего, говорят авторы, он ведь из этих, из белоэмигрантов. А советская власть его перевоспитает. Да и не убил ведь он никого.

Ладно, с этим разобрались. Тут другое интересно. Не успел этот Тульев — Зароков приехать, как завел шашни со своей сослуживицей и даже сделал ей ребенка. Вроде бы для разведчика обычная вещь — вон, у Бонда в каждом фильме подобная зазноба. Сегодня одна, завтра другая. Но никакой семьи, никаких постоянных отношений. У Тульева же все по-другому. И данному факту тоже есть объяснение. Авторы готовят почву для последующего предательства Тульева. Собственно, вся первая часть — это история предательства русского белоэмигранта и попытка замазать его действия высосанным из пальца «убийством отца». Мария и ее сын тоже органически вписываются в список оправданий данного деяния. Причем, заметьте, Тульев предает не Германию (я вполне допускаю, что ему на нее начхать с высокой колокольни). Он, перейдя на службу в КГБ, предает своего отца и всех тех, кто боролся с преступным советским режимом.

В 1982 году, самом застойном из всех брежневских лет, выходит третий фильм «Возвращение резидента«, а спустя четыре года — заключительный, «Конец операции «Резидент«. По концентрации идеологической «клюквы» эти ленты, по-моему, побили все рекорды. С ними может сравниться только «ТАСС уполномочен заявить» (о нем пойдет речь ниже). Итак, прошло более десяти лет. Советская власть Тульева давным-давно перевоспитала. Еще в «Судьбе резидента» Синицын устраивает ему экскурсию по Питеру, сопровождавшуюся розовыми соплями умиления и раскаяния. Да еще и Мария с сыном … . Так что теперь это уже советский разведчик, действующий в логове германских шпионов и их заокеанских хозяев , озабоченных лишь диверсиями и убийствами на территории СССР. В отличие от них, Тульев занимается исключительно добрыми делами — помогает своему начальству ловить этих убийц и диверсантов и разоблачает нацистского преступника (попутно расследуя убийство своего отца). Замечу, что и эти благородные поступки все равно являются шпионажем. Но зрителю так легче воспринимать киношных тульевых и ладейниковых. Именно киношных. Потому что в реальной жизни у них совсем другие задачи…

«Позвольте!» — возмущается гневный читатель. — «Кино — это ведь зеркало жизни!» Ну да, зеркало. Свет-мой-зеркальце. Они в него каждое утро глядятся и вопрошают: «Кто на свете всех милее, всех пушистей и белее?» И зеркальце отвечает как положено. Потому что если оно ответит по-другому, его разобьют. И осколочки выбросят… Так вот, белому и пушистому Тульеву противостоит сотрудник ЦРУ Роберт Стивенсон … . «Позвольте!» — снова прерывает меня все тот же читатель. — «Вы же только что рассказывали про генералов Пушкина и Гоголя! Что, и эти туда же?» А хрен их знает. Ну не нашли они другой фамилии, что ж тут поделаешь … . Но все ж лучше, чем, скажем, Теодор Драйзер или Чарльз Диккенс. Да, так вот этот Стивенсон, как и положено црушнику в советском шпионском фильме, занимается еще и различными грязными делишками (наркоторговля, убийства и пр.). Концовка тетралогии предсказуема и закономерна. Тульев публично выступает с разоблачениями своих прежних «хозяев», а ныне врагов. ЦРУ повержен. КГБ торжествует. Зрители в восторге.

ТАССВ ряду популярнейших советских шпионско — клюквенных картин одно из первых мест занимает сериал «ТАСС уполномочен заявить«, снятый по роману Юлиана Семенова. Ну, собственно, здесь никаких сюрпризов никто и не ожидал. Юлиан Семенов находился в СССР на особом статусе. Ездил по всему миру когда и куда хотел, встречался с теми, с кем хотел. Да и вообще жил как хотел. Разумеется, подобный образ жизни могла дать только одна организация. Говоря по-войновичски, Те, Кто Надо. За это Семенов в своих опусах всячески воспевал Тех, Кого Надо. И поливал помоями Тех, Кого Не Надо. Читать его, конечно, интересно. Он прекрасно владел всеми секретами писательского мастерства. Умел выстраивать сюжет, создавать саспенс, держать зрителя в напряжении до самой последней страницы. Но все его романы укладываются в жесткие рамки тогдашней идеологии. Часто напрочь отсутствует логика поступков персонажей, понимание автором сути происходящих событий.

Вот, например, «Семнадцать мгновений весны». Семенов пишет о нацистских бонзах, о партии НСДАП, об РСХА. И ему в голову даже не приходит, что он описывает свою страну один в один. Достаточно лишь заменить Гитлера на Сталина, НСДАП на ВКП (б), РСХА на НКВД — и вот вам СССР тех же сороковых годов. Некоторые читатели были уверены, что это он сознательно проводит параллели, и что он …  Ребята, о чем вы? Какие еще «параллели»? Это был совок до мозга костей, предавший своего отца, всю жизнь поющий дифирамбы его убийцам. Такой, понимаете, Тульев номер два.  А Штирлиц? Вот он, например, сидит и мысленно в истерике бьется: … «Плейшнер или трус, или растяпа, или провокатор. Сволочь! Мразь. Слюнтяй». Эх, жалко нет кота Бегемота. Представляю, что бы он ответил герру Штирлицу: «Что ты тут соплями исходишь, паразит? Что, Плейшнер провалился? А тебя предупредили, что он, если что, сразу расколется? Предупреждали, я тебя спрашиваю? Так какого же рожна ты ему поручил такую работу?!»

Сериал «ТАСС уполномочен заявить«, как утверждают авторы, основан на реальных событиях (т.н. дело Огородника). Обычно это происходит в такой пропорции: реальных событий на копейку, а вранья — на рупь. Поскольку ни у кого из нас нет доступа к секретным архивам, и мы вынуждены верить на слово гебешным мюнхгаузенам, то вопрос этот остается открытым. События фильма развиваются как бы в двух параллельных плоскостях. В одной сотрудники КГБ во главе с генералом Константиновым (тем же Штирлицем, только 70-х годов) пытаются обезвредить иностранного агента. А в другой сражаются с тем же ЦРУ, пытающимся свергнуть «прогрессивное правительство» некоей африканской страны. «Прогрессивное» — это значит марксистского толка, очень просоветское и резко антиамериканское. Сейчас, спустя более, чем полвека, мы видим результаты такого «прогресса» на Кубе, которая потерпев полный крах, вынуждена пойти на сближение с США. Эта же участь ждет и других «прогрессантов». Таких, как Венесуэла, Никарагуа и др. По тому же пути «прогресса» пошла и нынешняя путинская Россия.

В картине действует такой же сотрудник ЦРУ, как и вышеупомянутый Стивенсон — замрезидента Джон Глэбб. Только Стивенсону до него далеко. Глэбб не только торгует наркотиками и оружием, но и убивает своего шефа, резидента ЦРУ. Интересно, что преемника Стивенсона и шефа Глэбба играет один актер — эстонец Хейно Мандри (да и Борис Химичев выступил в обеих лентах в црушных ролях). А в Москве сотрудники КГБ получают письмо от одного доброхота … . «Позвольте!» — восклицает все тот же дотошный читатель. — «Это ведь уже было в том фильме!». «Ну а как ты хотел, интересно?» — не выдерживаю я. — «Как, по-твоему, чекисты могут поймать шпиона, если им про него не напишут?! Они привыкли работать с письмами трудящихся и по-другому не умеют. Только раньше это были ложные доносы, хватали всех подряд, и партия такой подход осудила. А теперь все по-другому. Теперь только если ты точно знаешь, что твой сосед — шпион, тогда и пиши.»

Письмо, однако, неполное. Не указана личность шпиона. Поэтому чекисты сами его находят. И даже снимают все шпионские действия через открытое окно. Причем, этот Дубов (прототипом которого был Огородник) показан человеком весьма осторожным и подозрительным. После каждого возвращения домой он внимательно осматривает квартиру. Все ли на своих местах, не заходили ли посторонние и т.д. Но при этом он, почему-то, оставляет свои окна незашторенными. Странно, не правда ли? После ареста Дубов совершает самоубийство. И для продолжения операции под него гримируют одного из сотрудников КГБ. Уж не знаю, как у них там в их «реальных событиях», а только в фильме под Дубова его загримировать не удалось. Так что Борис Клюев в этом сериале играет сразу три роли — Дубова / сотрудника КГБ, беседующего с ювелиром / двойника Дубова. Как и «Резидент», сериал завершается фанфарами, под которые «гремят» црушные агенты. На мосту в Лужниках с поличным хватают советника посольства США по культуре Лунса. Так что вырисовывается некая шаблонная схема, по которой создаются все эти «тассы» и «резиденты»:

1. КГБ получает письмо, с помощью которого ловит иностранного агента
2. Резидент ЦРУ торгует оружием, наркотиками, а также совершает другие преступления (Стивенсон, Глэбб)
3. В Москве с поличным хватают дипломата, который обязательно (так положено) должен быть советником по культуре (Клотц, Лунс)
4. Фильм завершается разоблачительной пресс-конференцией или заявлением ТАСС (таким же разоблачительным)

«Ну давай, господин «советник по культуре!» Ах, сколько гнева в словах этого Штирлица / Константинова, сколько презрения … . Не, ну действительно, человека прислали, чтобы культуру, понимаешь, продвигать, а он вон, чем занимается. Сразу вспоминается незабвенное михалковское: «Я тебе чего велел делать-то, козел? Я тебе велел дыни стеречь. А ты чего натворил?» То ли дело, советские / российские посольства. Там работают настоящие советники.  Профессора в штатском. Выдворяют их, правда, часто. Но это исключительно из-за неприятия русской культуры …

Современная Россия, утонувшая в ксенофобии и антиамериканизме, с наслаждением воспринимает старую советскую «клюкву» про славных разведчиков и мерзких шпионов. Приятно смотреть на довольного полковника Тульева и на смущенного Кинга, спешно покидающего разоблачительную пресс-конференцию. Вот как наши ЦРУшку сделали! Почти как у Высоцкого. Вот так я с тобой говорить буду! Вот такой у нас с тобой разговор получится! Поговорю я с тобой вот так! А потом еще хрясь по морде! А потом еще раз — хрясь! Уф, кажись, полегчало … . Вот только какой год-то на дворе? 1986-ой? Это значит, СССР-то через пять лет приказал долго жить? Ай-ай-ай … . Вот тебе, бабушка, и сделали ЦРУ. Но смотреть все равно приятно. Причем, американскими фильмами и сериалами про ЦРУ и другие спецслужбы россияне тоже не брезгуют. Их за уши не оттащишь. В этом плане новый Совок лучше старого. Можно и тем, и этим наслаждаться. Сначала посмотреть, как америкосы наших бьют. А потом про «Резидента». Как контрастный душ. И говорят, для здоровья очень полезно …

РезидентРезидентРезидентТАССТАСС

Рейтинг: Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет) Загрузка...

Автор: Tweed

Внимание! Перепечатывание текстового материала разрешено автором, при условии размещения прямой ссылки на источник! Ссылка: <a href="http://www.polskifilm.ru">Польский Фильм</a> Автор сайта Tweed награждён орденом «Virtuti Wikipedi» за серию статей и правок к статьям о Советско-польской войне и Сентябрьской войне, а также за отстаивание нейтральности в обсуждении статей этих тематик.

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *