Адам Павликовский / Adam Pawlikowski
Адам родился в Варшаве 21 ноября 1925 года. Проживал на Новогродзкой, 74. В этом же доме и расстался с жизнью. В кино попал случайно. В сценарии “Канала” Ежи Стефан Ставинский создал образ некоего безумного композитора. А Ян Кренц, автор музыки к фильму, хотел, чтобы этот композитор играл на окарине. Единственным известным виртуозом игры на окарине в то время был кино- и музыкальный критик Адам Павликовский, работавший в журнале “Культурное обозрение”. В роли композитора выступил Владислав (Владек) Шейбал, покинувший Польшу в 57-ом и участвовавший во многих западных картинах. А за кадром на окарине за него играет Павликовский. Кроме того, немецкая внешность Адама понравилась Вайде, и он отдал ему роль эсэсовца, разоружающего повстанцев на выходе из канала.
Павликовский, кстати, сам был участником Варшавского восстания, которое произошло всего за 12 лет до съемок “Канала”. Он был ранен в самый первый день. А в конце Восстания Павликовский именно так, каналами, пробирался из Мокотува в Средместье. Его схватили немцы и отправили в Офлаг VIIА Мурнау. 29 апреля узников лагеря освободили американцы.
Их сотрудничество с Вайдой продолжилось и на “Пепле и алмазе”. После всемирного успеха этой ленты Павликовского стали приглашать и другие режиссеры. Всег он снялся в 49 фильмах.
“Адам Павликовский вообще не был актером и никогда не мог им стать. У него просто не было талантов в этой области. Режиссеры, которые были с ним знакомы, приглашали его по другим причинам. Им нравилось находиться с ним рядом, общаться с ним. И они приглашали его в фильмы, поручая ему роли – не всегда большие – чаще маленькие. И только те, в которых он должен был выглядеть … так, как он выглядел” (Густав Холубек)
Блогер “Кориллуса” Габриэль Мациевский прокомментировал внешний вид Павликовского, назвав его “актером, похожим на Хайнца Райнефарта (одного из палачей Варшавского восстания) и поэтому всегда играющим роли злых членов Армии Крайовой, служащих фашизму”
Анджей Мунк готовился поставить фильм об Адольфе Эйхмане. Картина планировалась польско-аргентинской. В то время этот дуэт из “Пепла и алмаза”, Цибульский – Павликовский, был одним из самых популярных в мировом кинематографе. Адам Павликовский должен был играть Эйхмана, а Цибульский – руководителя группы Моссада Рафи Эйтана. Трагическая смерть Мунка свела на нет все эти планы.
1967 год принес сразу два потрясения в жизни Павликовского. Еще одна нелепая гибель – теперь уже Збигнева Цибульского. И в этом же 67-ом произошло событие, в конечном итоге приведшее к смерти и самого Адама. Известный поэт – сатирик, ярый враг польской коммунистической власти (и постоянно ее высмеивающий), Януш Шпотанский, написал сатирический памфлет Cisi i gęgacze, который вызвал ярость Владислава Гомулки. Шпотанский был арестован. А его друга Павликовского (по требованию все того же Гомулки) привлекли к суду в качестве свидетеля обвинения. Адам панически боялся властей и, хоть и неохотно, но согласился. Шпотанского приговорили к трем годам. А об участии Павликовского вскоре стало всем известно. Его начали избегать. Практически от Адама отвернулись все, кого он знал. “Гебешный стукач” – так его тогда все называли. Это привело к биполярному расстройству. В течение нескольких лет Адам Павликовский был завсегдатаем психушек. Работать он не мог из-за болезни и очень быстро скатился на грань нищеты. Его в буквальном смысле кормили друзья и знакомые. Те, немногие, что у него остались. В том числе и Анджей Вайда.17 января 1976 года Адам Павликовский выбросился из окна своей квартиры, с восьмого этажа по Новогродзкой, 74. Он стал третьим трагически ушедшим актером “Пепла и алмаза” после Цыбульского и Кобелы, погибшими несколькими годами ранее. Один в 1967-ом под колесами поезда. Другой – в 69-ом в автокатастрофе.
А сегодня, после рассекречивания архивов, мы уже знаем, что никаким реальным стукачом Адам Павликовский так и не стал. Да, его зарегистрировали как тайного осведомителя под псевдонимом “Адась”. Но все обвинения в том, что именно он дал решающие показания против Шпотанского, были совершенно напрасны. Несмотря на давление со стороны властей, Адам сумел ограничиться лишь незначительной ерундой, ни в малейшей степени не повлиявшей на судьбу Януша Шпотанского. А после того, как он заболел, СБ от него окончательно отстала.