Большое ограбление поездаTHE GREAT TRAIN ROBBERY

Режиссер ЭДВИН С. ПОРТЕР………………..США, 1903 год

Выдающаяся картина Эдвина Стэнтона Портера, снятая на студии Томаса Эдисона. Один из самых первых холд-ап вестернов, положивший начало целому жанру в американском кино. Фильм идет всего 12 минут – но эти минуты произвели фурор в кинематографии. Сам Эдисон видел в кино лишь источник прибыли, но его деятельность стимулировала талантливых людей, работавших на его студии. Эдвин С. Портер сумел раздвинуть рамки тогдашних художественных и технических приемов. По сути, его работа – это уже серьезное киноповествование, опирающееся на все достижения того периода…

Бутч Кэссиди

В основу фильма положена повесть Скотта Марбла, написанная в 1896 году. Однако, он опирается и на реальные события, более поздние, чем книга Марбла. 29 августа 1900 года четверо преступников из банды “Дырка в стене”, возглавляемой легендарным героем многих последующих вестернов Бутчем Кэссиди (он же Джордж Лерой Паркер) атаковала поезд № 3 “Юнион Пасифик”, проходящий Тэйбл-Рок в Вайоминге. Бандиты заставили кондуктора отцепить пассажирские вагоны, затем взорвали сейф в почтовом вагоне и скрылись, унеся 5000 долларов наличными…

Портер, по натуре новатор (как, впрочем, и его босс Эдисон) вдохновленный знаменитым мельесовским “Путешествием на Луну”, загорелся желанием сделать подобную картину с использованием необычных технических приемов для того времени. И это ему удалось в полной мере. В фильме используются такие, например, новинки, как cross cutting (смена эпизодов, создающая впечатление одновременности экранного действия). Или двойная экспозиция, дающая возможность в сцене № 1 показать в окне прибывающий поезд (сначала окно было закрыто черным занавесом и снималась комната, а затем снятый отдельно поезд перешел на окно). И, наконец, натурные съемки вместо сугубо студийных создавали полное ощущение реальности происходящего…

Фиби СноуКартина состоит из 14 сцен, которые в ноябре 1903 года снимались в Нью-Джерси, где находилась Новая студия Томаса А. Эдисона. В частности, железнодорожные эпизоды – на ж /д Лэкаваннна, недалеко от Патерсона, Нью-Джерси (в некоторых источниках ошибочно указан Делавэр или Пенсильвания, где расположен офис ж / д Лэкаваннна) – там, где несколькими месяцами ранее Портер Фиби Сноуснял для Лэкаванны небольшой, как мы сейчас говорим, рекламный ролик – “Дорога антрацита”. Компания первой перешла на антрацит, добываемый рядом, в Пенсильвании. Рекламный отдел Лэкаванны создал некоего персонажа – молодую общественницу Фиби Сноу. Фиби – частая пассажирка Лэкаванны. Она всегда едет в Буффало, Нью-Йорк, и всегда в белом. Именем Фиби Сноу были названы и некоторые поезда Лэкаванны. В ленте Портера роль Фиби сыграла известная фотомодель Мэри Мюррей, появившаяся и в “Ограблении” как одна из танцующих девушек в сцене № 11…

Фиби СноуВсе остальные сцены “Большого ограбления поезда” отсняты в Парке графства Эссекс около Уэст-Орандж (также в Нью-Джерси). Надо сказать, что в картине впервые заблистал знаменитый режиссер и актер вестернов начала 20 века Макс Аронсон. Больше известный, как Гилберт М. Андерсон или “Брончо Билли”. В картине он выступает не только, как ассистент режиссера (тогда, кстати, это был практически сорежиссер), но и как исполнитель нескольких ролей (бандита, нервного пассажира, танцующего хлыща и кочегара). Которые принесли ему огромную популярность и сделали одной из самых ярких кинозвезд 10-х годов прошлого века. Андерсон закончил карьеру режиссера в 1923 году. Но снимался до начала 60-х годов. Он скончался в 1971-ом…

Большое ограбление поездаБюджет ленты Эдвина С.Портера составил всего 250 долларов (средний по тем временам). Правда, некоторые утверждают, что на самом деле – это 2500 долларов (просто нолик куда-то подевался). Премьера фильма состоялась 1 декабря 1903 и повергла публику и прессу в шоковое состояние. Тогдашние зрители не привыкли еще к кинематографу и многое, если не все, воспринимали, как настоящую реальность. А здесь, с применением новейших спецэффектов и невероятной финальной сцены…

Сцена № 1. “В помещении телеграфа”
На небольшой станции два бандита в масках входят в помещение телеграфа. Под дулом револьвера они заставляют телеграфиста опустить семафор для остановки приближающегося поезда. А затем – отдать машинисту липовое распоряжение пополнить запас воды. После выполнения телеграфистом данных приказов его оглушают и связывают…

Сцена № 2 “На водонапорной башне”
Все четверо грабителей прячутся за башней, ожидая, пока кочегар закончит заливать воду. Затем, когда поезд трогается, они вскакивают на него между угольным тендером и почтовым вагоном…

Сцена № 3 “В почтовом вагоне”
Почтовый служащий занят своим делом. Неожиданно он слышит подозрительный шум. В замочную скважину он видит, что бандиты пытаются взломать дверь вагона. Он быстро запирает ящик с ценностями и выбрасывает ключ из вагона. Преступники врываются внутрь и сразу нарываются на огонь из револьвера, открытый служащим. Однако, в перестрелке он погибает. Не найдя у него ключа, бандиты взрывают ящик, хватают то, что в нем лежит и убегают, прихватив также три больших почтовых мешка…

Сцена № 4 “На угольном тендере”
Двое других грабителей в это время захватывают паровоз. Один направляет револьвер на машиниста. Другой вступает в неожиданную схватку с вооруженным лопатой кочегаром (Дж. Андерсон). Борьба заканчивается победой бандита. Который, после нескольких ударов по голове, сбрасывает безжизненное тело с поезда. Конечно, сразу видно, что сброшена тряпичная кукла (съемки проходили на настоящем тендере при скорости 40 миль в час, и никаких каскадеров тогда и в помине не было). Тем не менее, эффект был потрясающий. Замечу, что подобная сцена впервые появилась на экране…

Сцена № 5 “Возле остановленного паровоза”
Преступники вынуждают машиниста отцепить паровоз и протянуть его вперед на 100 футов. Машинист выполняет данное требование…

Сцена № 6 “Ограбление пассажиров”
По требованию грабителей пассажиры выходят из вагонов и выстраиваются с поднятыми руками вдоль поезда. В это время бандиты собирают деньги и драгоценности. Неожиданно у молодого пассажира (снова Дж. Андерсон) не выдерживают нервы. Он пытается бежать, но один из грабителей стреляет ему в спину. Молодой человек падает и лежит без движения. После того, как все ценности отобраны, бандиты бегут к паровозу, предварительно сделав несколько выстрелов в воздух для устрашения пассажиров. Последние сразу же бросаются к раненому, чтобы оказать ему помощь…

Сцена № 7 “Грабители покидают место преступления”
Грабители садятся на паровоз и приказывают машинисту немедленно отъезжать…

Сцена № 8 “Остановка паровоза”
Затем они останавливают паровоз, спрыгивают с него и удаляются…

Сцена № 9 “К лошадям”
Преступники пересекают долину и вбегают в лес, где их ждут привязанные лошади…

Сцена № 10 “В помещении телеграфа”
Между тем, телеграфист все еще лежит связанный и без сознания. В комнату входит его дочь, которая принесла обед отцу. С огромным трудом ей удается развязать веревки и привести телеграфиста в чувство, побрызгав на него водой. Последний устремляется за помощью…

Сцена № 11 “Дансинг”
Типичная картина отдыха обитателей небольшого городка на Диком Западе. Четыре пары танцуют. Остальные наблюдают за ними, прислонившись к стене. Неожиданно появляется новичок, молодой человек франтоватого вида (все тот же Дж. Андерсон). Который начинает свой сольный танец в центре круга. Это весьма не нравится завсегдатаям дансинга в ковбойских шляпах. Они начинают стрелять ему под ноги, заставляя танцевать быстрее (прием, который потом использовался многократно). Новичок испуганно убегает. Танцы возобновляются…

Зрители малость расслабились. И здесь режиссер применяет прием эллипс – неожиданный переход от второстепенного к главному. Во внезапно распахнувшуюся дверь вбегает телеграфист. Он сообщает о налете на поезд. Мужчины забирают оружие и выходят, чтобы начать преследование…

Сцены № 12 и № 13 “Преследование грабителей”
В ходе преследования и перестрелки убит один из грабителей. Остальные, в полной уверенности, что они оторвались, останавливаются, чтобы исследовать взятую добычу. Увлекшись, они не замечают приближения posse (так называли на Западе отряд добровольцев для преследования преступников – это название носит и известный фильм Керка Дугласа). Который тихо окружает увлекшуюся троицу. После чего атакует ее. В ходе перестрелки бандиты погибают. Отряд собирает их оружие и мешки с награбленным…

Большое ограбление поездаСцена № 14 “Стрельба в экран”
Самая знаменитая сцена из картины Портера, ставшая ее своеобразной визитной карточкой. Главарь банды в исполнении Джастеса Д. Барнса (некоторые источники ошибочно указывают другого, более известного актера немого кино Джорджа Барнса) несколько раз стреляет в камеру – т.е. буквально в зрителей. Реакция последних на всех просмотрах была ужасающей. Дамы падали в обморок, мужчины бежали из зала. Однако, прокатчики пришли в неописуемый восторг. Ибо, несмотря на потрясение, Славные парнимногие зрители потом ходили еще и еще, только чтобы увидеть этот кадр. Авторы договорились с прокатом, что показ сцены № 14 может быть также и в начале картины. То-есть, выполнять функцию как пролога, так и эпилога. На усмотрение владельцев кинотеатров. Барнс с револьвером запечатлен на мноих постерах, а также и на известной почтовой марке. Впоследствии эту сцену повторил Мартин Скорсезе в своей ленте «Славные парни» (герой Джо Пеши стреляет «в зал»)…

Большое ограбление поездаБольшое ограбление поездаБольшое ограбление поездаБольшое ограбление поездаБольшое ограбление поездаБольшое ограбление поездаБольшое ограбление поездаБольшое ограбление поездаБольшое ограбление поездаБольшое ограбление поездаБольшое ограбление поездаБольшое ограбление поездаБольшое ограбление поездаБольшое ограбление поездаБольшое ограбление поездаБольшое ограбление поезда

Рейтинг: Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет) Загрузка...

Автор: Tweed

Внимание! Перепечатывание текстового материала разрешено автором, при условии размещения прямой ссылки на источник!

Ссылка:

Автор сайта Tweed награждён орденом «Virtuti Wikipedi» за серию статей и правок к статьям о Советско-польской войне и Сентябрьской войне, а также за отстаивание нейтральности в обсуждении статей этих тематик.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *