Большое ограбление поезда
Режиссер ЭДВИН С. ПОРТЕР………………..США, 1903 год
Выдающаяся картина Эдвина Стэнтона Портера, снятая на студии Томаса Эдисона. Один из самых первых холд-ап вестернов, положивший начало целому жанру в американском кино. Фильм идет всего 12 минут – но эти минуты произвели фурор в кинематографии. Сам Эдисон видел в кино лишь источник прибыли, но его деятельность стимулировала талантливых людей, работавших на его студии. Эдвин С. Портер сумел раздвинуть рамки тогдашних художественных и технических приемов. По сути, его работа – это уже серьезное киноповествование, опирающееся на все достижения того периода…
В основу фильма положена повесть Скотта Марбла, написанная в 1896 году. Однако, он опирается и на реальные события, более поздние, чем книга Марбла. 29 августа 1900 года четверо преступников из банды “Дырка в стене”, возглавляемой легендарным героем многих последующих вестернов Бутчем Кэссиди (он же Джордж Лерой Паркер) атаковала поезд № 3 “Юнион Пасифик”, проходящий Тэйбл-Рок в Вайоминге. Бандиты заставили кондуктора отцепить пассажирские вагоны, затем взорвали сейф в почтовом вагоне и скрылись, унеся 5000 долларов наличными…
Портер, по натуре новатор (как, впрочем, и его босс Эдисон) вдохновленный знаменитым мельесовским “Путешествием на Луну”, загорелся желанием сделать подобную картину с использованием необычных технических приемов для того времени. И это ему удалось в полной мере. В фильме используются такие, например, новинки, как cross cutting (смена эпизодов, создающая впечатление одновременности экранного действия). Или двойная экспозиция, дающая возможность в сцене № 1 показать в окне прибывающий поезд (сначала окно было закрыто черным занавесом и снималась комната, а затем снятый отдельно поезд перешел на окно). И, наконец, натурные съемки вместо сугубо студийных создавали полное ощущение реальности происходящего…
Картина состоит из 14 сцен, которые в ноябре 1903 года снимались в Нью-Джерси, где находилась Новая студия Томаса А. Эдисона. В частности, железнодорожные эпизоды – на ж /д Лэкаваннна, недалеко от Патерсона, Нью-Джерси (в некоторых источниках ошибочно указан Делавэр или Пенсильвания, где расположен офис ж / д Лэкаваннна) – там, где несколькими месяцами ранее Портер снял для Лэкаванны небольшой, как мы сейчас говорим, рекламный ролик – “Дорога антрацита”. Компания первой перешла на антрацит, добываемый рядом, в Пенсильвании. Рекламный отдел Лэкаванны создал некоего персонажа – молодую общественницу Фиби Сноу. Фиби – частая пассажирка Лэкаванны. Она всегда едет в Буффало, Нью-Йорк, и всегда в белом. Именем Фиби Сноу были названы и некоторые поезда Лэкаванны. В ленте Портера роль Фиби сыграла известная фотомодель Мэри Мюррей, появившаяся и в “Ограблении” как одна из танцующих девушек в сцене № 11…
Все остальные сцены “Большого ограбления поезда” отсняты в Парке графства Эссекс около Уэст-Орандж (также в Нью-Джерси). Надо сказать, что в картине впервые заблистал знаменитый режиссер и актер вестернов начала 20 века Макс Аронсон. Больше известный, как Гилберт М. Андерсон или “Брончо Билли”. В картине он выступает не только, как ассистент режиссера (тогда, кстати, это был практически сорежиссер), но и как исполнитель нескольких ролей (бандита, нервного пассажира, танцующего хлыща и кочегара). Которые принесли ему огромную популярность и сделали одной из самых ярких кинозвезд 10-х годов прошлого века. Андерсон закончил карьеру режиссера в 1923 году. Но снимался до начала 60-х годов. Он скончался в 1971-ом…
Бюджет ленты Эдвина С.Портера составил всего 250 долларов (средний по тем временам). Правда, некоторые утверждают, что на самом деле – это 2500 долларов (просто нолик куда-то подевался). Премьера фильма состоялась 1 декабря 1903 и повергла публику и прессу в шоковое состояние. Тогдашние зрители не привыкли еще к кинематографу и многое, если не все, воспринимали, как настоящую реальность. А здесь, с применением новейших спецэффектов и невероятной финальной сцены…
Сцена № 1. “В помещении телеграфа”
На небольшой станции два бандита в масках входят в помещение телеграфа. Под дулом револьвера они заставляют телеграфиста опустить семафор для остановки приближающегося поезда. А затем – отдать машинисту липовое распоряжение пополнить запас воды. После выполнения телеграфистом данных приказов его оглушают и связывают…
Сцена № 2 “На водонапорной башне”
Все четверо грабителей прячутся за башней, ожидая, пока кочегар закончит заливать воду. Затем, когда поезд трогается, они вскакивают на него между угольным тендером и почтовым вагоном…
Сцена № 3 “В почтовом вагоне”
Почтовый служащий занят своим делом. Неожиданно он слышит подозрительный шум. В замочную скважину он видит, что бандиты пытаются взломать дверь вагона. Он быстро запирает ящик с ценностями и выбрасывает ключ из вагона. Преступники врываются внутрь и сразу нарываются на огонь из револьвера, открытый служащим. Однако, в перестрелке он погибает. Не найдя у него ключа, бандиты взрывают ящик, хватают то, что в нем лежит и убегают, прихватив также три больших почтовых мешка…
Сцена № 4 “На угольном тендере”
Двое других грабителей в это время захватывают паровоз. Один направляет револьвер на машиниста. Другой вступает в неожиданную схватку с вооруженным лопатой кочегаром (Дж. Андерсон). Борьба заканчивается победой бандита. Который, после нескольких ударов по голове, сбрасывает безжизненное тело с поезда. Конечно, сразу видно, что сброшена тряпичная кукла (съемки проходили на настоящем тендере при скорости 40 миль в час, и никаких каскадеров тогда и в помине не было). Тем не менее, эффект был потрясающий. Замечу, что подобная сцена впервые появилась на экране…
Сцена № 5 “Возле остановленного паровоза”
Преступники вынуждают машиниста отцепить паровоз и протянуть его вперед на 100 футов. Машинист выполняет данное требование…
Сцена № 6 “Ограбление пассажиров”
По требованию грабителей пассажиры выходят из вагонов и выстраиваются с поднятыми руками вдоль поезда. В это время бандиты собирают деньги и драгоценности. Неожиданно у молодого пассажира (снова Дж. Андерсон) не выдерживают нервы. Он пытается бежать, но один из грабителей стреляет ему в спину. Молодой человек падает и лежит без движения. После того, как все ценности отобраны, бандиты бегут к паровозу, предварительно сделав несколько выстрелов в воздух для устрашения пассажиров. Последние сразу же бросаются к раненому, чтобы оказать ему помощь…
Сцена № 7 “Грабители покидают место преступления”
Грабители садятся на паровоз и приказывают машинисту немедленно отъезжать…
Сцена № 8 “Остановка паровоза”
Затем они останавливают паровоз, спрыгивают с него и удаляются…
Сцена № 9 “К лошадям”
Преступники пересекают долину и вбегают в лес, где их ждут привязанные лошади…
Сцена № 10 “В помещении телеграфа”
Между тем, телеграфист все еще лежит связанный и без сознания. В комнату входит его дочь, которая принесла обед отцу. С огромным трудом ей удается развязать веревки и привести телеграфиста в чувство, побрызгав на него водой. Последний устремляется за помощью…
Сцена № 11 “Дансинг”
Типичная картина отдыха обитателей небольшого городка на Диком Западе. Четыре пары танцуют. Остальные наблюдают за ними, прислонившись к стене. Неожиданно появляется новичок, молодой человек франтоватого вида (все тот же Дж. Андерсон). Который начинает свой сольный танец в центре круга. Это весьма не нравится завсегдатаям дансинга в ковбойских шляпах. Они начинают стрелять ему под ноги, заставляя танцевать быстрее (прием, который потом использовался многократно). Новичок испуганно убегает. Танцы возобновляются…
Зрители малость расслабились. И здесь режиссер применяет прием эллипс – неожиданный переход от второстепенного к главному. Во внезапно распахнувшуюся дверь вбегает телеграфист. Он сообщает о налете на поезд. Мужчины забирают оружие и выходят, чтобы начать преследование…
Сцены № 12 и № 13 “Преследование грабителей”
В ходе преследования и перестрелки убит один из грабителей. Остальные, в полной уверенности, что они оторвались, останавливаются, чтобы исследовать взятую добычу. Увлекшись, они не замечают приближения posse (так называли на Западе отряд добровольцев для преследования преступников – это название носит и известный фильм Керка Дугласа). Который тихо окружает увлекшуюся троицу. После чего атакует ее. В ходе перестрелки бандиты погибают. Отряд собирает их оружие и мешки с награбленным…
Сцена № 14 “Стрельба в экран”
Самая знаменитая сцена из картины Портера, ставшая ее своеобразной визитной карточкой. Главарь банды в исполнении Джастеса Д. Барнса (некоторые источники ошибочно указывают другого, более известного актера немого кино Джорджа Барнса) несколько раз стреляет в камеру – т.е. буквально в зрителей. Реакция последних на всех просмотрах была ужасающей. Дамы падали в обморок, мужчины бежали из зала. Однако, прокатчики пришли в неописуемый восторг. Ибо, несмотря на потрясение, многие зрители потом ходили еще и еще, только чтобы увидеть этот кадр. Авторы договорились с прокатом, что показ сцены № 14 может быть также и в начале картины. То-есть, выполнять функцию как пролога, так и эпилога. На усмотрение владельцев кинотеатров. Барнс с револьвером запечатлен на мноих постерах, а также и на известной почтовой марке. Впоследствии эту сцену повторил Мартин Скорсезе в своей ленте «Славные парни» (герой Джо Пеши стреляет «в зал»)…