Человек - амфибияРежиссеры Владимир Чеботарев и Геннадий Казанский

Ленфильм………………………………………………1961 год

Культовая лента всех времен и поколений. Созданная при совершенно ничтожном бюджете (она предполагалась детской, и денег на нее не дали), картина собрала 67 миллионов зрителей только за первые три месяца и стала самой кассовой в истории советского проката. Впрочем, начиналось все весьма скромно. Сценарий «Человека-амфибии» долго болтался на Ленфильме. Пока на него не обратил внимание еще никому не известный режиссер Владимир Чеботарев.

Чеботареву в то время уже стукнуло 40. Он вернулся с фронта инвалидом войны. К 1961 году он снял только один фильм, так что считался начинающим режиссером. После успеха «Амфибии» Чеботарев создал несколько ярких лент. Таких, как «Дикий мед», «Как вас теперь называть?», «Крах» (по сценарию Василия Ардаматского об операции ЧК против Бориса Савинкова – впоследствии был снят телеримейк, значительно уступавший первой версии), детективы «Выстрел в спину» и «Кольцо из Амстердама». А также телесериал «Батальоны просят огня» по произведениям Юрия Бондарева. Почти во всех лентах Чеботарева снимался его друг, актер Владимир Самойлов (в «Крахе» именно он играет Савинкова).

Получив сценарий к постановке, режиссер сразу же столкнулся с традиционными для такой ленты трудностями. Главной из которых стало отсутствие средств. Правда, некоторые утверждения по поводу того, что, мол, впервые в художественном кино в СССР выполнили подводные съемки именно на «Амфибии», мягко говоря, не совсем точны. За три года до этого, на «Последнем дюйме» подобные операции выполнялись. И, кстати, как раз на Ленфильме. Правда, надо признать, что их объем на картине Чеботарева значительно обширнее. И к чести режиссера, группа с ними справилась безукоризненно.

Владимир Чеботарев пригласил молодого композитора Андрея Петрова и, в общем, не прогадал. Успех фильма во многом определился музыкой. Включающей в себя знаменитую и скандальную «Песенка о морском дьяволе» (текст Юлии Друниной и Сергея Фогельсона). Песню мгновенно подхватила вся огромная страна (ну, типа, как в комедии «Волга-Волга»). С ней (с песней, а не страной), конечно, боролись, да, зачем зря понапраслину возводить на товарищей бойцов идеологического фронта? Правда без особого успеха. В фильме эту песню (за кадром) исполняет знаменитая ленинградская джазовая певица Нонна Суханова, которая еще в середине 50-х первой из всех советских певиц включила в свой репертуар англоязычные произведения.

Режиссер на редкость безошибочно выбрал исполнителей главных ролей (хотя были и другие претенденты). А на роль Зуриты первоначально им планировался не Козаков, а малоизвестный тогда Ефим Копелян. И, разумеется, украшением фильма является великий актер Николай Симонов. Сразу же после выхода картины на экраны (весьма прохладно встреченного критикой) Владимир Коренев и Анастасия Вертинская стали кумирами зрителей всех возрастов. Особенно, первый. В стране наступила буквальная “коренемания”.

Уже на премьере в ноябре 1961 года толпа зрителей выдавила стекло в «России» и прорвалась внутрь. В Ленинграде опрокинули газетный киоск, пытаясь завладеть заветной фотографией Коренева. Девушки дежурили у его дома и объяснялись в любви на стенах подъезда с помощью губной помады. По словам самого актера, подобный успех продолжался довольно долго – почти 20 лет. Даже вышедшая вслед за «Амфибией» рязановская «Гусарская баллада» не смогла перебить ее успех. Хотя и Лариса Голубкина наутро проснулась знаменитостью…

В самый разгар съемок неожиданно выяснилось, что Владимир Чеботарев перерасходовал выделенные средства (что, в общем, и неудивительно). Это вызвало недовольство у руководства Ленфильма. Менять режиссера уже было поздно. Поэтому, ограничились тем, что поставили к нему «на усиление» более опытного режиссера – Геннадия Казанского.  Замечательный мастер, создатель популярнейшего «Старика-Хоттабыча», привнес в картину свое видение, умение воплотить фантазию на экране (сам Чеботарев о привлечении Казанского вспоминает с раздражением – навязали, понимаешь, “наставника”). После «Амфибии» Казанский снял еще несколько популярных картин. Таких, как «Снежная королева» и «Угол падения».

Съемки «Человека-амфибии» проходили в Форосе. Где, по словам Чеботарева, именно после этого там и начали строить правительственную резиденцию…

ВЛАДИМИР КОРЕНЕВ………………………………………………………..Ихтиандр
АНАСТАСИЯ ВЕРТИНСКАЯ…………………………………………………..Гуттиэре
МИХАИЛ КОЗАКОВ……………………………………………………………Педро Зурита
НИКОЛАЙ СИМОНОВ………………………………………………профессор Сальватор
АНАТОЛИЙ СМИРАНИН……………………………………………………..Бальтазар
ВЛАДЛЕН ДАВЫДОВ……………………………………………………….журналист Ольсен
ЮРИЙ МЕДВЕДЕВ……………………………………………………………торговец рыбой
НИКОЛАЙ КУЗЬМИН…………………………………………………………матрос Зуриты
СТАНИСЛАВ ЧЕКАН (не упомянут в титрах)…………………………охранник тюрьмы
СЕРГЕЙ БОЯРСКИЙ (не упомянут в титрах)……………..начальник охраны тюрьмы
АНАТОЛИЙ СТОЛБОВ (не упомянут в титрах)………………………охранник тюрьмы

Рейтинг: Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет) Загрузка...

Автор: Tweed

Внимание! Перепечатывание текстового материала разрешено автором, при условии размещения прямой ссылки на источник!

Ссылка:

Автор сайта Tweed награждён орденом «Virtuti Wikipedi» за серию статей и правок к статьям о Советско-польской войне и Сентябрьской войне, а также за отстаивание нейтральности в обсуждении статей этих тематик.

  1. m_holodkowski Ответить

    Оч.хор. инфа.

    Я бы упомянул еще со-сценариста фильма, знаменитого А.Каплера, и оператора Э.Розовского. Впрочем, обо всех не расскажешь…

    Ну и, конечно – постыдный факт травли, которую подвергла фильм советская критика!

  2. Юрий Ответить

    Правильно написали:
    фильм всех времен и поколений.
    Недавно (кажется в 2002 г.)вышла ещё одна экранизация “Человек анфибия”- ЖУТЬ И ЧУШЬ полная!!!!!!!
    Терпения хватило только на 40 мин первой серии

Добавить комментарий для Юрий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *