Фантомас / Фантомас разбушевался / Фантомас против Скотланд-Ярда
Fantômas / Fantômas se déchaîne / Fantômas contre Scotland Yard
Режиссер Андре Юнебель / André Hunebelle
Первые два “Фантомаса”
Начало 60-х годов прошлого века. На экраны выходит Dr. No – первая лента о британском агенте Джеймсе Бонде. Успех ее трудно переоценить. Картину посмотрели десятки миллионов людей во всем мире. Под влияние “Бонда” попали и кинематографисты многих стран. В Польше, например, появился свой агент. Но не 007, а J-27, персонаж знаменитого сериала “Ставка больше, чем жизнь“. И это в стране, где “Доктор” не демонстрировался (впоследствии эти фильмы были закуплены). Что же говорить о Франции? Зрители жаждали французской бондианы, с участием их любимых актеров, а не каких-нибудь британцев. А кто мог снять подобный фильм (или даже сериал) лучше Андре Юнебеля – блестящего мастера остросюжетного кино?
“OSS 117 разбушевался” вышел уже в следующем году и получил определенный кассовый успех. Но лента была выпущена студией Раймона Бордери (сын которого, Бернар, снял знаменитых “Трех мушкетеров” с Жераром Баррэ – картина стала лидером советского проката). А у Юнебеля были еще и обязательства перед “Гомоном”. Режиссер находился в затруднительном положении. И тут на помощь пришел Жан Маре: “Юнебель попросил меня выбрать такую тему, в которой мне было бы интересно продолжить с ним совместную работу. Я ничего не смог придумать и спросил у Жана Кокто. Тот сразу же вспомнил о Фантомасе. Так это и получилось”
Сценарий и диалоги, как всегда, взял на себя сын Юнебеля, Жан-Мари, который под псевдонимом Жан Ален и вместе со своим другом Пьером Фуко уже давно работал с отцом. И работа закипела. И чем больше они углублялись в сюжет, тем все дальше уходили от оригинала. Впрочем, это устраивало режиссера, который планировал современную комедию и совершенно непохожий на предыдущие облик Фантомаса. Поскольку фильм должен был быть снят в комедийном ключе, совершенно иным Юнебель видел и комиссара Жюва. Вот почему для этой роли он пригласил Луи де Фюнеса, с которым уже работал на нескольких лентах. Время показало, что выбор режиссера был правильным. Причем, Фюнес отодвинул на второй план и самого Жана Маре, что способствовало дальнейшему ухудшению их, и без того непростых, отношений. Когда был объявлен окончательный актерский состав, всем стало ясно, что ни о каком, даже самом отдаленном сходстве с оригиналом не может быть и речи. Это вызвало недовольство некоторых критиков. Но Юнебель оставался невозмутимым.
Студия выделила на съемки значительный бюджет, который позволил Юнебелю действовать так, как он считал нужным. И прежде всего, задействовать в главных ролях довольно дорогих по тем временам актеров – Жана Маре, Луи де Фюнеса и Милен Демонжо. Первоначально на роль Фантомаса режиссер планировал взять Раймона Пеллегрена, который, как и Жан Маре, являлся одним из его любимых актеров. Оба как раз только что снялись у него в “Парижских тайнах”, где играли двух главных антиподов. Тут вообще следует сказать, что Фандора и Фантомаса должны были играть два разных актера. Но Пеллегрен, будучи моложе Маре, все-таки уступал ему в телосложении, фактуре – очень важных качествах для нового облика Фантомаса. В качестве компенсации режиссер предложил Пеллегрену озвучить роль Фантомаса. Вот здесь актер оказался на высоте. Его голос звучит намного глубже и, я бы сказал, более зловеще, чем у Маре.
Через несколько лет, замечу, Станислав Ростоцкий, взяв на главную роль в “Герое нашего времени” Владимира Ивашова, звуковую часть его роли отдал Вячеславу Тихонову. Причем, если “Фантомасу” такая замена, по крайней мере, пошла на пользу, то в случае с “Героем” никакой необходимости не было.
Маску Фантомаса разработал и изготовил известный французский специалист по мейкапу Жерар Коньян. Ее закрепление на голове Жана Маре занимало не менее двух часов. Милен Демонжо вспоминает, что съемки в Италии второго фильма о Фантомасе стали для актера страшной пыткой. Стояла невыносимая жара, маска нагрелась до такой степени, что аж хрустела. Кончилось все тем, что у Маре сдали нервы, он начал беситься и орать на всех, и, прежде всего, на свою партнершу. За что впоследствии слезно извинялся. Вторая лента, кстати, первоначально именовалась “Фантомас возвращается“. Уже потом Юнебель дал ей понравившееся ему название из своей же ленты “OSS 117 разбушевался”.
Обилие ипостасей для Жана Маре принесло и другую режиссерскую проблему – как совместить в одном кадре присутствие Фандора (в своем облике или, скажем, профессора Лефевра) и Фантомаса в маске? Никаких компьютерных технологий тогда еще и в помине не было. Валерий Гаркалин вспоминает о такой же задаче для “Ширли-Мырли“, где ему приходилось появляться на экране сразу в трех образах. Эта задача была решена в ходе т.н. комбинированных съемок. А в “Фантомасе” прибегли к помощи дублера. Этим дублером стал Кристиан Тома, играющий одного из инспекторов полиции. Его фактура оказалась наиболее схожей с обликом Жана Маре. Актер предстает на экране как в маске Фантомаса (в кадре с Маре-Фандором ), так и в облике Фандора (в кадре с Маре-Фантомасом).
Как и на других лентах Андре Юнебеля, на “Фантомасе” работала группа блестящих каскадеров, руководимая Клодом Карлье. Последний участвовал практически во всех остросюжетных французских фильмах того времени, как исторических костюмных, так и с современной тематикой. Группа Карлье была приглашена также и для участия в “Мунрейкере”, одной из “бондовских” картин, снятой при участии Франции. Первые два “Фантомаса“, как сказано выше, тоже сняты в “бондовском” ключе, так что и для Карлье, и для мастеров по спецэффектам работы было много. Попробуйте в то время заставить взлететь фантомасовский Ситроен DS …
Многие из каскадеров Карлье часто появлялись на экране. Причем, не только в эпизодах, но и в довольно значительных ролях. Здесь, например, в ролях подручных Фантомаса выступили Эрик Васберг, Жан Минизини, Антуан Бо (иногда пишут Бод на английский манер) и Иван Шиффр. Последний, кстати, сделал блестящую карьеру. Но не он один.
О Ги Делорме
Его лицо и знаменитая бородка известны всем любителям французского кино. Более 60 работ в кино и на телевидении. Десятки костюмных злодеев и современных бандитов. Но без них главным героям не с кем было бы сражаться. Ги начинал с маленьких ролей в очень известных лентах. Его часто вообще не упоминалось в титрах. Наконец, в 1959 году он с головой окунается в остросюжетное кино и уже не выныривает из него никогда. При этом он остается каскадером группы Карлье и режиссирует все поединки фильма. А поскольку он, как правило, играет главного “злодея”, то все эти поединки непосредственно с его участием.
Знакомство с Жаном Маре становится одной из самых ярких вех в жизни Делорма. Они не были друзьями, но относились к друг другу с огромным уважением. Делорм учился у Маре актерскому мастерству. А Жан старательно выполнял указания Ги по ведению поединка. Пожалуй, самой яркой и трудной их совместной работой стало “Чудо волков”. Финальный поединок потребовал от обоих полной гармонии и невероятных усилий. Не всегда, правда, главным противником Маре на фильмах Юнебеля был Делорм. В “Парижских тайнах” режиссер смог предложить последнему лишь небольшую роль полицейского инспектора в эпизоде ареста. Хотя Ги оставался консультантом-каскадером. Вообще стремление Жана Маре лично исполнять все трюки чуть не привело к трагедии на “Парижских тайнах“. В сцене с колесом актер сломал ключицу. И это ему еще очень повезло, как заметил тогда Ги. Одной из самых заметных ролей Делорма в 60-х годах стал граф Рошфор в “Трех мушкетерах” Бернара Бордери. Здесь он фехтует с Жераром Баррэ в нескольких сценах, включая главную, финальную. Все поединки отработаны самим Делормом.
Внешность Ги Делорма, как правило, не претерпевала особых изменений. Его “демоническая” бородка очень хорошо ложилась на характер персонажей. Для “Трех мушкетеров” только добавили немного седины. Не всем режиссерам это нравилось. Они просили актера изменить внешность, уверяя его, что с этой бородкой он выглядит старше. Но Делорм оставался непреклонен. Сбрил он ее лишь для некоторых комедий (как, например, “Разиня” Жерара Ури). Поскольку здесь эта зловещая внешность была бы не к месту. Андре Юнебель пригласил Делорма на роль главаря гангстеров в третьем фильме о Фантомасе. Тут снова он встречается с Жаном Маре, но на этот раз все обходится без шпаг и мечей. В 70-годах Ги снимается все реже и реже. И опять в небольших ролях без упоминания в титрах. В “Мунрейкере“, например, именно он пытается застрелить Роджера Мура, сидя на дереве, но сваливается на землю от выстрела последнего.
В 1983 году Делорм вынужден был прервать актерскую карьеру из-за болезни. Мы вообще часто отождествляем актеров и их персонажей. Думая, что они и в жизни такие удачливые и крутые. Ги почти не давал интервью. Но однажды его увидели миллионы французов в обычной домашней обстановке. Он рассказывал о своей дружбе с Андре Юнебеллем и Жаном Маре. О том, как после очередных драк на съемках “Трех мушкетеров” быстро переодевался и отправлялся забирать дочку из школы…
Фюнес и Маре
Уже на съемках первого “Фантомаса” два великих актера выражали явное недовольство друг другом. А в процессе работы над вторым фильмом это недовольство перешло в открытую неприязнь. Главным стержнем в этой конфронтации стал явный перевес картины в комедийную плоскость. Собственно, в этом не было ничего удивительного. “Фантомас” и задумывался как остросюжетная комедия. Но мастерство Фюнеса, помноженное на талант авторов сюжета, привело к тому, что на первое место вышел комиссар Жюв. А личность самого Фантомаса отошла на второй план. Если учесть то, насколько тяжело Жану Маре дались съемки в маске Фантомаса, то можно представить себе его раздражение. “Почему с ним столько сцен?” – возмущался он. Действительно, уже по ходу работы авторы меняли сюжет, дописывали сцены с Жювом, придумывали новые. Часто из-за этого менялся план съемок, что вызывало недовольство не только Маре, но и Милен Демонжо.
Жан с горькой иронией посоветовал Юнебелю назвать третий фильм “Жюв против Скотланд-Ярда“. Впрочем, никаких стычек на съемочной площадке между Маре и Фюнесом не возникало. Последний, кстати, славился своим тяжелым характером, что часто проявлялось на съемках. Широко известен случай на “Оскаре”, о котором любил рассказывать режиссер Эдуар Молинаро. В течение нескольких часов последний спорил с Фюнесом из-за шляпы служанки. Тут надо сказать, что “Оскар” – это известная пьеса, в которой играли на сцене и сам Фюнес, и Клод Жансак, и Марио Давид – перешедшие со сцены прямо на экран. И здесь не только “дело в шляпе” – речь шла вообще о принципах экранизации театральных пьес. В конце концов, Молинаро махнул рукой. Фюнес торжествовал …
Впрочем, далеко не все согласны с подобной трактовкой отношений дуэта Маре – Фюнес. Доминик Зарди, старый друг Луи де Фюнеса, всегда подчеркивал очень дружеский и партнерский характер их взаимоотношений. Жан был, как всегда, приветлив и мил. Просто от Луи никто не ожидал ничего подобного, – так объяснял это Зарди. – Ведь до этого он играл лишь небольшие роли и даже сам сомневался, что устоит в роли Жюва.
Анри Атталь и Доминик Зарди
Однако не все роли подручных Фантомаса исполнили каскадеры Клода Карлье. Две из них, самые запоминающиеся, получил популярнейший дуэт Атталь & Зарди. Анри Атталь (часто с одним Т) и Доминик Зарди познакомились на съемках шабролевских “Милашек“. Их дружба, личная и творческая, продолжалась до самой смерти Атталя в 2003 году. На эстраде они создали комедийный дуэт, в котором, как правило, выступали в тех же ипостасях, что и в кино – преступников, неудачливых актеров, полицейских и т.д. Экранные их работы были небольшими, но яркими и запоминающимися. Их любили многие режиссеры, среди которых Андре Юнебель, Клод Шаброль, Жан-Пьер Моки. Анри снялся и в хичкоковском “Топазе“, но его роль выпала при монтаже. Последним фильмом Анри Атталя стал “Цветок зла” Клода Шаброля, вышедший в конце 2003 года уже после смерти актера (он умер от приступа астмы 13-го июля того же года). В последний путь его проводили самые близкие друзья – Доминик Зарди и Жан-Пьер Моки. Доминик же, помимо актерства, занимался также музыкой и литературой. Он написал несколько книг, ставшую бестселлером автобиографию, опубликовал ряд статей – воспоминаний о Луи де Фюнесе, которого знал с юности и с которым снимался во многих лентах, а также написал музыку для некоторых картин. Выступал он и как автор – исполнитель своих песен. Доминик Зарди скончался 13 (вот уж поистине несчастливое число для обоих друзей) декабря 2009 года.
У Андре Юнебеля Анри и Доминик снимались давно, хотя и не всегда были упомянуты в титрах. Я работал у Шарлотты Люксембургской – вспоминал Зарди. Занимался, правда, только лошадьми. Но одновременно учился пользоваться холодным оружием. Так и попал на “Чудо волков”. Юнебель не представлял трилогию без “Тото и Манюэля” (так он соответственно называл Зарди и Атталя). Скромные рольки в первой ленте значительно выросли ко второй. Здесь уже у Анри и Доминика две запоминающиеся сцены. Одна в поезде Париж – Рим, а другая – с Луи де Фюнесом (эпизод со стреляющими сигарами). В третьем же фильме Зарди продолжил жизнь своего персонажа, получив еще больше экранного времени. Но и Атталь сыграл небольшой эпизод (это он везет Жюва, Фандора и Элен в замок).
Общий актерский состав
Жан Маре (Фантомас, Фандор, профессор Лефевр)
Луи де Фюнес (комиссар Жюв)
Милен Демонжо (Элен)
Робер Дальбан (редактор “Рассвета”)
Мари-Элен Арно (леди Мод Бельтам)
Альбер Даньян (профессор Маршан)
Руди Ленуар (подозрительный гость на выставке бриллиантов / охранник тюрьмы)
Полицейские
Жак Динам (инспектор Бертран)
Кристиан Тома (усатый инспектор / дублер Жана Маре)
Мишель Дюплекс (очкастый инспектор)
Роже Люмон (инспектор Леон)
Подручные Фантомаса
Анри Атталь
Доминик Зарди
Иван Шиффр
Антуан Бо
Жан Минизини
Эрик Васберг
Фантомас против Скотланд-Ярда
Франсуаза Кристоф (леди Дороти Макрэшли)
Жан-Роже Коссимон (лорд Эдвард Макрэшли)
Анри Серр (Андре Бертье, секретарь лорда Макрэшли)
Ги Делорм (шеф мафии)
На съемочной площадке