Канал / Kanał (1956)
Режиссер Анджей Вайда / Andrzej Wajda, Польша, 1956 год
Второй режиссер Казимеж Куц
Ассистент режиссера Януш Моргенштерн
Оператор Ежи Липман
Второй оператор (оператор камеры) Ежи Вуйцик
Вторая часть неофициальной трилогии Анджея Вайды (первой и третьей считаются соответственно “Поколение” и “Пепел и алмаз”). Картина, основанная на рассказе Ежи Стефана Ставинского “Канал”, и снятая по его сценарию, повествует об одном из последних эпизодов Варшавского восстания. В частности – о попытке одного из отрядов Армии Крайовой, окруженного в Мокотуве, пройти по канализации до Средместья, где еще держали оборону. Сам рассказ написан Ставинским по его личным воспоминаниям и переживаниям:
“… как командир роты связи полка АК «Башта», 26 сентября 1944 года в 22 часа я повел семьдесят человек в канализационный люк на улице Шустра, 6 возле Пулавской в Мокотуве, и я покинул канализацию в 13:00 следующего дня вместе с пятью товарищами через люк на Уяздовской Аллее в конце Вильчи.”
Тема Варшавского восстания долгие годы была в Польше под запретом. Как и сама Армия Крайова. Реформы, произошедшие в СССР после смерти Сталина, затронули, разумеется и Польшу. Это дало возможность сдвинуться с мертвой точки. В 1955 году Тадеуш Конвицкий, возглавивший новое творческое объединение “Кадр”, предложил известному режиссеру Анджею Мунку снять фильм по рассказу Ставинского. Однако, когда Мунк спустился в канализационный люк на улице Вильча (именно тот, которым пользовались повстанцы в Средместье), он понял, что технически снимать тут невозможно. И отказался. Тогда Конвицкий передал его Анджею Вайде. Впрочем, сам сценарий не получил тогда одобрения. Среди тех, кто выступил против, был и Александр Форд, создатель “Крестоносцев”. В марте 1956 года в Москве, пораженный докладом КПСС о Сталине, скончался руководитель Польши, сталинист Болеслав Берут. По официальной версии – от инфаркта. По неофициальной – покончил с собой. В Польше началась долгожданная “оттепель”. В апреле 1956 года сценарий был утвержден.
Вайда собрал исключительную команду. Казимеж Куц, Януш Моргенштерн, Ежи Липман, Ежи Вуйцик. Актерский состав тоже безупречен, хотя и не все приглашенные актеры остались к моменту съемок. Кто-то сам отказался. Кого-то не утвердили. На роль “Кораба” Вайда планировал Збигнева Цибульского, но тот уже снимался сразу в трех фильмах. Другие не прошли пробы (например, Игнацы Гоголевский). Отказалась от роли “Маргаритки” и Калина Ендрусик. А роль композитора Михала хотел сыграть Густав Холубек, но потом передумал.
Очень долго искали развалины. В 1956 году найти их было уже не так просто. Польша очень быстро отстраивалась. В конце концов, сняли эти начальные эпизоды на острове Волин, в руинах цементного завода. Вайда так же, как и Мунк, вместе с Куцем, Липманом и Вуйциком спустился в канализацию. И так же, как и Мунк, пришел к выводу, что имеющимися техническими средствами осуществлять съемку там невозможно. Поэтому на Лодзинской студии были выстроены прекрасные декорации каналов, которые потом заполнили водой. За декорации и пиротехнику отвечал Казимеж Куц – без пяти минут выпускник Лодзинской киношколы. Потом все его материалы были представлены комиссии школы в виде дипломной работы.
В эпизодах “Канала” снимались как выпускники Лодзинской киношколы, так и студенты, и даже абитуриенты. Среди них такие яркие фигуры, как Роман Поланский, Эва Вишневска, Рышард Филипский, Анджей Мирецкий, Ежи Мольга и др. Свою первую роль здесь сыграл 13-летний Ян Энглерт – один из самых выдающихся деятелей польского театра и кино.
Выход фильма на экраны стал заметным событием в жизни Польши. Только за год его посмотрели более четырех миллионов зрителей. Однако рецензии критиков были весьма прохладными. Да и зрителям он понравился далеко не всем. Это был первая картина о Варшавском восстании. От нее ждали очень многого. И значительная часть общества была разочарована. Мол, вместо героических боев на баррикадах какой-то смрад каналов. И только когда фильм получил Специальный приз жюри на 10-ом Каннском кинофестивале (причем, вместе с “Седьмой печатью” Бергмана), о нем уже заговорили совсем по-другому. Анджей Вайда в одночасье оказался в одном ряду с Бергманом и Бунюэлем. А затем “Канал” получил еще несколько престижных наград.
Актерский состав
Венчислав Глинский (поручик “Задра”, комроты)
Тереса Ижевска (связная “Маргаритка”)
Тадеуш Янчар (подхорунжий Яцек “Кораб”, комвзвода)
Тадеуш Гвяздовский (сержант “Куля”, старшина роты)
Станислав Микульский (“Смуклы”, заместитель “Кораба”)
Эмиль Каревич (поручик “Мондры”, заместитель “Задры”)
Тереса Березовска (связная Галинка)
Владислав Шейбал (композитор Михал)
Ян Энглерт (“Зефир”)
Адам Павликовский (эсэсовец, обыскивающий повстанцев, вылезающих из люка)