Мертвый сезонРежиссер Савва Кулиш, СССР, 1968

Легендарная «шпионская» лента, в одночасье ставшая культовой. Первый кинорассказ о деятельности советской разведки в послевоенное мирное время. Впрочем, мирным его можно было назвать весьма условно. Поскольку «холодная война» шла полным ходом. А в том самом, 68-ом, ее вершиной стало подавление «Пражской весны».

Еще в середине 60-х возникла мысль снять картину о героической деятельности советских разведчиков. Вообще, надо сказать, что советские – они всегда разведчики. А иностранные – это, стало быть, шпионы. Мне, все-таки, кажется, что правильным определением было бы следующее. Агент, который работает – это разведчик. А который попался – шпион.

Сценарий был написан известным режиссером Владимиром Вайнштоком в содружестве с Александром Шлепяновым. Вайншток, поставивший до войны знаменитые фильмы «Дети капитана Гранта» и «Пятнадцатилетний капитан», впоследствии взял себе псевдоним – Владимиров. Под которым создал ряд сценариев и совместную с Кубой картину «Всадник без головы». Материалы для фильма он получил непосредственно в КГБ. Понятно, что, поскольку «разведчикам» не к лицу заниматься обычным шпионажем (ну, там, красть чертежи подводных лодок, вербовать агентов – иными словами, совершать преступления на территории другой страны), то за основу сценария была взята реальная, но вполне чистая и благородная история – разоблачение опасного нацистского военного преступника.

Прототипом же главного героя, Ладейникова, стал ныне всем известный Конон Молодый (он работал под псевдонимом Гордон Лонгсдейл, из которого авторы создали для Ладейникова целых два – Лонгсфилд и Стэнлейл). Правда, настоящая история Молодого не очень похожа на «разоблачение нациста», но кто тогда что знал? Тем не менее, и сам герой, и некоторые сцены вполне соответствуют исторической правде. Например, знаменитая сцена обмена агентами. Она, кстати, снималась самой первой (на одном из подмосковных шоссе). Ладейникова меняют на некоего полковника Николса. В этой роли снялся другой замечательный литовский актер, также вышедший из «Никто не хотел умирать» – Лаймонас Норейка (что, по словам Баниониса, стало потом предметом различных хохм на тему «как одного литовца на другого меняли»).

Конона Молодого обменяли на Гревилла Винна, осужденного по делу Пеньковского (последний именно с ним контактировал). Сам обмен проходил в сильнейшем нервном напряжении. Молодый вспоминает, что увидев Винна, он вдруг почувствовал, что тот с трудом сдерживается, чтобы не побежать. А в этом случае сразу же началась бы стрельба с обеих сторон, и оба разведчика неминуемо погибли бы. К счастью, все обошлось. Но вернувшись, Молодому пришлось пройти «чистилище», доказывать, что он не был перевербован. В картине он выступает, как консультант – под псевдонимом Константин Панфилов.

Имя Конона Молодого в то время не упоминалось. Поэтому зрителям был представлен другой агент, имя которого уже обнародовали ранее. Это Рудольф Абель, разоблаченный в США и обмененный на пилота Френсиса Г. Пауэрса. Абель выступает в начале картины с кратким комментарием. Это дало зрителям неверное основание считать именно его прототипом Ладейникова. Впрочем, возможно, авторы взяли кое-что и от Абеля.

На роль Ладейникова пробовались Вячеслав Тихонов, Олег Видов (которому Вайншток потом дал главную роль в своем «Всаднике») и другие известные актеры с «героико-романтической» внешностью. Тогдашний стереотип, заложенный в «Подвиге разведчика» требовал именно этого. Савва Кулиш, однако, видел другого героя. Его выбор пал на Донатаса Баниониса. Это вызвало резкое возражение обоих сценаристов и директора картины. Внешность литовского актера, по их мнению, не соответствовала теме фильма. Впрочем, что там разведчик… . Банионис вспоминает, с каким глубоким разочарованием его встретили в Одессе Рязанов с Брагинским, когда он прибыл для съемки эпизода в «Берегись автомобиля». А ведь там речь шла всего лишь о пасторе!

С огромным трудом (при участии Михаила Ромма, у которого учился Кулиш) Банионис все же был утвержден (а Шлепянов согласился вернуть свою фамилию в титры, которую он снял в знак протеста). Но, как говорится, враг не дремлет. Уже в середине съемок противникам Баниониса удалось отстранить его от работы. Понадобилось уже вмешательство самого Молодого, чтобы все вернулось на круги своя (спорить с учреждением, где он работал, никто не решился). Дальнейшие события показали, что Кулиш был прав.

Я, например, вообще не понимаю, что бы в таком фильме делал актер «героического» плана. Картина камерная и, по правде говоря, довольно скучная. А уж про идеологическую составляющую и говорить не приходится. В сущности, весь успех держится на двух китах – Донатасе Банионисе и Ролане Быкове. Хотя, в то время был еще и третий кит – полнейшее отсутствие информации в этой сфере, которое и подогревало интерес зрителей. В наши дни планировалось продолжение картины. Но смерть Ролана Быкова, а за ним и Саввы Кулиша, полностью перечеркнули эту возможность.

Фильм снят на студии Ленфильм при обширном участии прибалтийских актеров, большинство из которых составляют эстонцы. В этом ничего странного нет, поскольку основная натура была снята именно в Эстонии. Всех прибалтийских актеров озвучили на студии Ленфильм такие актеры, как Александр Демьяненко (постоянный дублер Баниониса), Ефим Копелян (дублер Антса Эсколы), Павел Кашлаков (дублер Маири Рауса) и многие другие.

Напомню сюжет фильма. Страна, в которой разворачивается действие, авторами не указана. Но по именам, климату и другим признакам несомненно угадывается «туманный Альбион». Да и сам Конон Молодый работал именно там.

Советской разведке становится известно, что в курортном городке Даргейт, в расположенном там всемирно известном научном центре нашел прибежище нацистский преступник, один из «убийц в белом халате», доктор Рихард Хасс, разыскиваемый за проведение опытов над военнопленными. Опыты эти касались разрабатываемого Хассом газа RH, и имеются данные, что он продолжает работу над ним же в новых условиях. Выявить Хасса поручено резиденту Лонгсфилду (он же Стэнлейл, он же Ладейников). Сделать это непросто. Хасс, естественно, давно живет под другой фамилией. А в лицо его мало, кто знает.

Для опознания Хасса в помощь Ладейникову послан актер московского ТЮЗа Савушкин. Который также находился среди «пациентов» Хасса, но сумел избежать печальной участи. Поскольку Савушкин свободно разговаривает по-немецки на баварском диалекте, то и в Даргейт он приезжает, как баварский немец. Получив указание Ладейникова, он начинает поиски Хасса по интересам последнего (например, посещает выставку собак). Ладейников же пытается выявить Хасса среди ученых, работающих в научном центре.

Между тем, работая формально на государство, предоставившее ему приют и средства (работа курируется спецслужбами), Хасс и не собирается передавать им RH. Он постоянно находится в контакте с федеральной разведывательной службой ФРГ (БНД). Для чего в Даргейт отправлен связник Гребан (а че, красивое фамилие.. ). На котором также лежит задача оградить профессора от «ему ненужных встреч». Личность Гребана советской разведке известна. По указанию Ладейникова, Савушкин заводит с Гребаном знакомство (как «земляк»), чтобы через него выйти на Хасса. Между тем, Ладейникова уже давно пасут спецслужбы. Понимая это, он торопится выполнить задание.

Хасс пытается привлечь к своей работе профессора О’Рейли. После отказа последнего его убивает Гребан. Однако на похоронах О’Рейли Савушкин внезапно узнает Хасса в лице профессора Борна. Это не остается незамеченным. Как для доктора Хасса, так и для присутствующего на похоронах Ладейникова. Тем не менее, Гребану удается похитить Савушкина и отвезти его для допроса на загородную виллу (где уже жестоко допрашивается похищенная ранее сотрудница профессора О’Рейли Кэтрин). Савушкина также пытают. Однако, у него имеется радиомаяк с микрофоном, позволяющий резиденту определить местонахождение агента. Ладейников мчится на выручку Савушкина, слыша по дороге весь ход допроса. На виллу врываются сначала Ладейников, за ним – Хасс. Происходит потасовка между обеими противоборствующими сторонами.

Сцену эту разгромили и критики, и гебешники (мол, в жизни такого не бывает). Ну, не знаю, как у них там «в жизни». А только эта драка хоть немного оживляет фильм (унылый до зубной боли).

В конце концов, оба злодея гибнут. Хасс – от руки Кэтрин. А Гребан – в автокатастрофе. Савушкин благополучно выбирается из этой передряги (хотя его прототип в реальности погиб). А Ладейников арестован и осужден. Все попытки его перевербовать оказываются безуспешными. В результате чего он обменен на полковника Николса, арестованного в Москве (Молодый – Винн)…

ДОНАТАС БАНИОНАС…………………………………Ладейников

РОЛАН БЫКОВ…………………………………………….Савушкин

ЮРИ ЯРВЕТ…………………………………………….Профессор О’Рейли

ВЛАДИМИР ЭРЕНБЕРГ………………………Профессор Борн (он же Рихард Хасс)

АНТС ЭСКОЛА…………………………………..Смит, шеф полиции Даргейта

ЭЙНАРИ КОППЕЛЬ……………………………..Дрейтон, сотрудник спецслужб

МАИРИ РАУС…………………………………..Гребан, агент БНД, связник Хасса

СВЕТЛАНА КОРКОШКО…………………………………….Эллис

АНДА ЗАЙЦЕ………………………………………………….Кэтрин

СЕРГЕЙ КУРИЛОВ…………………………………Генерал КГБ Бочаров

БРУНО ФРЕЙДЛИХ………………………………….Валерий Петрович

ГЕННАДИЙ ЮХТИН………………………………………….Муравьев

ЛЕОНХАРД МЕРЗИН……………………………………..Отец Мортимер

ЛАЙМОНАС НОРЕЙКА…………………………………Полковник Николс

Рейтинг: Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет) Загрузка...

Автор: Tweed

Внимание! Перепечатывание текстового материала разрешено автором, при условии размещения прямой ссылки на источник!

Ссылка:

Автор сайта Tweed награждён орденом «Virtuti Wikipedi» за серию статей и правок к статьям о Советско-польской войне и Сентябрьской войне, а также за отстаивание нейтральности в обсуждении статей этих тематик.

  1. Сергей Ответить

    Очень красивый саундтрек Андрея Волконского…….Спасибо ему. До сих пор востребован и звучит на наших экранах….Ни у кого нет?

  2. Владислав Ответить

    Cогласен полностью, фильм уныло жутко, только интересны две сцены драки и обмена и все. Не могу взять в толк, почему этот фильм буквально все считают шедевром отчественного шпионского жанра? По мне “Один из нас” Полоки, намного лучше и более интереснее и динамичнее.

  3. Павел Ответить

    Клиповое мышление распространяется. Атмосферную, философскую картину уже то один, то другой ниасилил. Уныло им, видите ли! Попкорна потребители…
    Этой картине и при рождении не везло. Около повитухи-режиссёра стояли персонажи в костюмчиках-галстучках, при должностях, и кричали: “Негоже разведчику разводить шуры-муры, когда мир стоит на краю пропасти!..” И вырезали из фильма любовь, как гланды!

Добавить комментарий для Владислав Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *