Освобождение

Режиссер Юрий Озеров, СССР, 1969 – 1971

Фильм первый – “ОГНЕННАЯ ДУГА” (1969)

Фильм второй – “ПРОРЫВ” (1969)

Фильм третий – “НАПРАВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО УДАРА” (1970)

Фильм четвертый – “БИТВА ЗА БЕРЛИН” (1971)

Фильм пятый – “ПОСЛЕДНИЙ ШТУРМ” (1971)

ПРЕДЫСТОРИЯ
Да, как только ни называли «Освобождение». И тогда, еще в СССР. И уж тем более, в постсоветской России. А сейчас далеко не все вообще знают об этой картине. Кстати, выражение «опупея» появилось именно после нее. Да, согласен, идеологии тогдашней там выше головы. Не все однозначно правильно и в историческом плане. Тем не менее, надо признать одно – такого фильма больше никто и никогда не снимет. Ни в России, ни где бы то ни было. Хотя бы потому, что подобную ленту может создать исключительно государство. Бросив в нее сотни миллионов долларов и огромные людские ресурсы. Никакой Голливуд этого не потянет. Замечу, кстати, что в съемках принимало участие огромное количество войск (более 3000 солдат). Что обходилось вообще совершенно бесплатно.

Да и не только в деньгах дело. Кто, какой режиссер сейчас осилит такую работу, какую выполнил Юрий Озеров? Собственно, и тогда таких было раз, два и обчелся. Озеров, Сергей Бондарчук, ленфильмовец Михаил Ершов (автор «Блокады»). Наверное, это было бы под силам Евгению Матвееву. Ну, и все. Разумеется, в наш компьютерный век эти бы и заниматься никто не стал. Тыр, пыр – вот тебе и батальная сцена. Только выглядит ли она, как настоящая – это очень большой вопрос.

А уж если говорить об исторической достоверности, то равных «Освобождению» просто нет. Да, имели место некоторые отклонения из-за непомерного давления сверху на создателей ленты (например, доподлинно известно, что знамя над Рейхстагом водрузили не Егоров с Кантарией, а бойцы капитана Макова). Но в общем и целом выверен каждый кадр, каждая сцена. Что и естественно. Не так уж много времени тогда прошло с войны. Многие действующие лица картины еще здравствовали. Это и советские военачальники (прежде всего, маршал Жуков). И зарубежные персонажи (как, скажем, Отто Скорцени). Картину консультировали сотни специалистов и участников тех событий. От немцев, выступал полковник фон Витцлебен, племянник фельдмаршала Эрвина фон Витцлебена – одного из участников «заговора генералов» 20 июля 1944 года. Всего действует 51 реальный персонаж. И для каждого подбирался портретный грим, искался соответствующий актер. И делалось это очень тщательно – здравствующим прототипам было далеко не все равно, как они выглядят на экране. А сейчас? Посмотрите эти псевдоисторические сериалы. Один «Пантелеев» чего стоит…

НАЧАЛО
Надо сказать, что идея создания подобного фильма возникла у руководства СССР после просмотра знаменитого голливудского блокбастера «Самый длинный день», рассказывающего о высадке союзников в Нормандии. Было решено ответить нашей, отечественной лентой. Причем, выполненной не только не хуже, но и намного лучше голливудской. К слову, эта задача была выполнена на отлично. «День» с озеровской эпопеей и рядом нельзя поставить. Режиссером – постановщиком будущей картины утвердили Юрия Озерова. Юрий Николаевич (сын известного певца, артиста Большого театра Николая Озерова, и брат спортивного комментатора Николая Озерова) после академии им.Фрунзе прошел всю войну, которую закончил майором. Так что знал о ней не понаслышке. Как режиссер, он учился у великого Игоря Савченко. Поставил известные ленты «Кочубей» (с Николаем Рыбниковым и Олегом Жаковым), «Большая дорога» (о приключениях в России Ярослава Гашека – с Йозефом Абрхамом, Рудольфом Грушинским, Инной Гулая и Юрием Яковлевым).

Сценарий был поручен двум известным писателям – Оскару Курганову (он взялся за исторические сцены) и Юрию Бондареву, который должен был написать все «окопные» эпизоды с Цветаевым, Орловым, Лукиным и остальными героями. Здесь Бондарев использовал уже готовые свои произведения. И прежде всего, конечно, «Батальоны просят огня» (откуда и вышел Сашка – герой Сергея Никоненко). Впоследствии «Батальоны» были отдельно экранизированы на ТВ. После того, как обе части были готовы, все трое приступили к созданию единого сценария. Утверждался он тяжело. А в ходе съемок претерпевал различные изменения. Непосредственное курирование работы съемочной группы осуществлялось из ЦК.

С самого начала Озерова предупредили, что о первых двух годах войны не может быть и речи. Американцы, вон, сняли про Нормандию, а не про Перл-Харбор. Стало быть, и мы 41 и 42-ой вполне можем опустить. Начнем сразу с Курской битвы. Так и поступили.

ТЕХНИКА И РЕКВИЗИТ
Идеологическая установка на создание эпопеи автоматически повлекла за собой немыслимый даже по нынешним временам бюджет. Хотя картина предусматривалась с участием практически всех стран «соцблока», львиную часть этого бюджета предоставил СССР. А затраты действительно были огромны. И, прежде всего, на костюмы и вооружение. Режиссер требовал максимальной достоверности (главным художником по костюмам, кстати, была его жена Диляра). Мундир Сталина пошил сам автор настоящих сталинских мундиров. Немецкие мундиры также шили. Каски (для меньшего веса) изготовили из пластмассы на Мосфильме. Там же сделали и немецкие ордена. Все советское обмундирование сохранилось на складах. Так что с ним проблем не было.

Зато проблема возникла в военным снаряжением. Особенно, с немецким. Ни в СССР, ни в ГДР не нашли в нужном количестве необходимых уже для первого фильма «тигров» и «фердинандов». Их пришлось заказать на Львовском металлургическом заводе. Где были изготовлены 10 «тигров» и 8 «пантер». Министр обороны маршал Малиновский добавил еще сотню отечественных машин. Которые перекрасили под немецкие и сняли на заднем плане. Всего же в картине участвуют более 150 танков. Также были изготовлены и некоторые самолеты.

Съемки проходили почти, как настоящие сражения. Составлялись штабы, прокладывалась связь, кружили вертолеты (на одном из которых постоянно находился режиссер). Увязать действия всех родов войск во время боя – это непростая задача. И она была решена.

ВЫБОР АКТЕРОВ
Подбор актеров на роли реальных исторических персонажей оказался тоже весьма непростым делом. Главная проблема заключалась в том, что практически все прототипы героев фильма были еще живы. Большинство из них занимали высокие посты и очень заинтересовано относились к тому, как будут выглядеть на экране. Нужно было не просто добиться портретного сходства, но и получить согласие на того или иного актера.

СТАЛИН
На роль Сталина режиссер пригласил Бухути Закариадзе. Который, на мой взгляд, самый лучший Сталин из всех озеровских лент. Замечу, что в «Освобождении» состоялось первое появление на экране Сталина со времен 20-го съезда. Это было обусловлено той тихой и ползучей реабилитацией Сталина, которую затеял Брежнев. Когда однажды Закариадзе в гриме Сталина зашел в комнату, где сидели генералы, консультировавшие фильм, они все вскочили так, будто у них шило в заднице. Это вспоминает Василий Шукшин (он играл Конева в последних фильмах «Освобождения»). Ему это очень не понравилось. Он встал и вышел из комнаты.

К слову сказать, в сценарии никакого Сталина и не было. Все эти эпизоды Озеров снимал по ночам, на свой страх и риск. Но очень точно уловил все настроения в руководстве и обществе. Вообще, сам Юрий Николаевич (вопреки сложившемуся мнению) ярым сталинистом никогда не был (хотя являлся убежденным коммунистом). Относился к нему с уважением, как, впрочем, и большинство ветеранов. Скорее, ему свойствен был конформизм. Особенно ярко проявившийся на «Солдатах свободы». Ну, а с другой стороны, благодаря этому самому конформизму мы и получили все его замечательные ленты. Короче говоря, когда режиссер признался Ермашу (тогдашнему председателю Госкино) в «сталинских» эпизодах, того чуть кондрашка не хватила. Но Озеров оказался прав – никто не возмутился. Даже наоборот.

МАРШАЛ ЖУКОВ
Еще в процессе написания сценария Юрий Озеров твердо намеревался сделать Жукова главным консультантом картины (что, в общем, было вполне оправданно). Однако, он не учел обстановки тех лет. Отставной маршал раздражал руководство страны. Причем, не только военное, но и партийное. В пресловутой «Истории КПСС» ему была целая страница посвящена. И эту чушь хрущевскую так и не изменили после снятия «дорогого Никиты Сергеича». Что до генералов, то ими двигала только зависть. Короче, Жукова не утвердили консультантом (им стал предложенный маршалом Штеменко). Тем не менее, маршал передал Озерову только что законченную первую часть своих мемуаров и активно продолжал сотрудничать с ним во время съемок.

Книга Георгия Константиновича вызвала тогда яростные нападки тогдашнего генералитета – Гречко, Епишева и Штеменко. Которые резко и раздраженно высказывались по поводу некоторых фактов, описанных Жуковым. Это же касалось и «Освобождения». Маршал весьма презрительно отзывался по поводу этих претензий. Они, мол, в кино хотят выиграть те сражения, которые просрали во время войны. Уже всходила на небосклоне и ярчайшая звезда великого полководца Леонида Ильича. «Освобождение», правда, она не опалила. Но уж в «Солдатах свободы» разгулялась вовсю. Да и Жукову потом в своей книге пришлось «советоваться» с полковником Брежневым (и смех, и грех).

Яростные нападки генералитета после выхода картины вызвало и «чрезмерное преувеличение» роли маршала Жукова в войне. Конечно, к личности последнего можно относиться по-разному. Известно, например, что солдат он не берег. Как, скажем, Суворов. Да, он был типичным продуктом той эпохи. Сталинским генералом, поднявшимся во время Террора. Тем не менее, надо признать, что именно он, а не Сталин (и уж, тем более, не Гречко с Епишевым) выиграл войну.

На роль Жукова был приглашен Михаил Ульянов. Этот выбор получил одобрение маршала. С которым Ульянов, кстати, виделся только один раз (и то, мимоходом). Эта роль стала своего рода фирменной для знаменитого актера. Он играл ее и все последующие годы.

АНДРЕЙ ВЛАСОВ
В эпопее «Освобождение» советскому народу впервые явилась на экране такая фигура, как бывший генерал-лейтенант Андрей Андреевич Власов. Сейчас материалов о нем – хоть залейся! А тогда даже упоминание этого имени было под запретом. Огромной удачей было уже то, что разрешили эту единственную сцену с Власовым, беседующим в лагере Заксенхаузен с Яковом Сталиным (имя и трагедия которого тоже не больно-то афишировались в то время). Показ Власова был разрешен с тем условием, что имя его нигде упоминаться не будет. Не только в фильме (кто поймет – поймет, а кто не поймет – и хрен с ним!), но и на съемках. Данный персонаж получил условную кликуху – «Генерал».

На роль Андрея Власова пригласили удивительного актера – Юрия Померанцева. Померанцев (участник войны) почти всю жизнь проработал в Алма-Атинском русском драматическом театре им. М. Лермонтова. Тогда его многие знали по знаменитой комедии Шакена Айманова «Наш милый доктор» (она была одним из лидеров проката и неоднократно показывалась по ТВ). Юрий Померанцев – это уже просто легенда казахстанского театра. Трудно даже найти в Казахстане актера, который вызывал бы такую любовь и уважение. Президент Назарбаев, кстати, наградил его высшей наградой страны без всякого официального повода.

Выбор Померанцева определился случайностью (как часто бывает в кино). Театр Лермонтова находился на гастролях в Москве. Там, на одном из спектаклей его и заприметил один из ассистентов Озерова. Сам Померанцев считает, что внешне на Власова похож не очень. Но его легко загримировать под него. Съемку эпизода в Заксенхаузене (под Москвой) провели в один день. А вечером, когда актер торопился на спектакль, Озеров сказал ему: «Вы, Юрий Борисович, не очень расстраивайтесь, если не найдете себя в картине. Я не уверен, что этот эпизод не вырежут. Мы с огромным трудом получили даже фотографии Власова из архива МВД».

К счастью эпизод вошел в фильм. А уже через несколько лет, когда Юрий Чулюкин (автор «Девчат» и «Неподдающихся») приступил к съемкам фильма о генерале Карбышеве (он назывался «Родины солдат), с Власовым уже никаких проблем не было (эпизод разговора двух бывших советских генералов). Имя его уже стояло в титрах. Ну, и с актером не стали голову себе ломать – лучше Померанцева все равно никого не найти.

ДРУГИЕ АКТЕРЫ
Долго искали и остальных исторических личностей. В конце концов, на роль Черчилля взяли Юрия Дурова – знаменитого клоуна и дрессировщика, отца Натальи Дуровой. Флорин Пьерсик, «румынский Михаил Боярский», кумир зрителей и исполнитель ролей гайдуков в костюмных лентах (многие из них были в нашем прокате) сыграл Отто Скорцени. А итальянец Иво Гаррани (не похожий на дуче внешне, но уловивший его суть) – Муссолини.

А вот с «Гитлером» пришлось повозиться. Собственно, Юрий Озеров, как и многие режиссеры, в поисках исполнителей реальных героев, сразу начинал с тех, кто уже их играл раньше (как это сделал и Чулюкин с Померанцевым). Как раз только что, в 1967 году актер ДЕФА Фриц Диц сыграл Гитлера сразу в двух картинах. В том числе, и знаменитых «Замерзших молниях», вышедших в советский прокат. Понятно, что именно Дицу предложили сыграть фюрера уже в большой роли, растянутой на пять фильмов. Т.е. начиная с июля 1943 года и заканчивая 30 апреля 1945 года в бункере. Казалось бы, предложение заманчивое. Но Дицу казалось, что он станет заложником одной роли. Тем более, такой, как Адольф Гитлер. Надо заметить, что Фриц Диц был очень интересной личностью. Будучи ярым антифашистом и эмигрировав в 30-е годы из Германии, он, в конце концов, осел в Швейцарии. Жил безбедно, но решил вернуться в свой родной Майнинген, что в Тюрингии (тогдашняя ГДР). Роль Гитлера, которую он и в театре исполнял, порядком ему осточертела.

С большим трудом удалось уговорить актера. Который продолжил свою гитлериану и в «Солдатах свободы». Юрий Озеров планировал его участие и в намечаемой им «Битве за Москву». Но, к сожалению, смерть актера в 1979 году расстроила эти планы (Дица в этой роли сменил Ахим Петри). Потом, на «Солдатах свободы» Озеров точно так же пригласил болгарского актера Наума Шопова на роль царя Бориса. Поскольку знаменитый актер уже прославился в ней на картине «Царь и генерал».

Разумеется, эпопея не обошлась и без Ханньо Хассе. Замечательный актер в последнее время буквально не снимал военных мундиров. То один фильм, то другой. Здесь он играет фельдмаршала Клюге. В других немецких ролях заняты известные актеры Зигфрид Вайс, Петер Штурм, Герд-Михаэль Хеннеберг и другие. Особо следует сказать о роли полковника Штауффенберга. В известном сериале «Без борьбы нет победы», шедшем по советскому ТВ, эту роль играл Альфред Штруве. Его же и пригласили в «Освобождение».

В небольшом «польском» эпизоде снялись и известные польские актеры – Барбара Брыльска, Даниэль Ольбрыхский, Игнацы Маховский, Адам Пежик и другие. Один из самых выдающихся актеров современной Польши Ян Энглерт играет поляка-танкиста из армии Катукова. А Станислав Яськевич – Франклина Рузвельта.

ВЫХОД НА ЭКРАНЫ
К 1968 году первый фильм эпопеи, «Огненная дуга», был завершен. Сначала его просмотрел Штеменко. Вопреки ожиданиям Озерова, генерал обе ленты воспринял, в целом, неплохо. Сделал всего два замечания. Первое касалось эпизода, где лейтенант Васильев (Юрий Каморный) развлекается с девушкой в танке. Мол, вы что, это не разрешалось! А также не очень остался доволен «собой». Собственно, к самому актеру Клену Протасову у него претензий не было. Только к режиссеру. Штеменко обратил внимание Озерова, что в июле 1943 года у него была еще одна звездочка на погонах. Да и орденов явно не хватает. На что режиссер ответил, что все соответствует документам, предоставленным Военным архивом. Значит, в них были именно такие данные.

Следующим картину увидели Гречко с Епишевым. Оба сидели недовольные и мрачные. Так молча и уехали. После чего картина легла на полку и пролежала там до лета 1969 года. В течение этого времени Озеров переделывал ее четыре раза.

К лету 1969 года Озеров закончил также и второй фильм («Прорыв»). Так что обе ленты вышли в прокат одновременно и демонстрировались на одном сеансе. Ветераны войны восторженно встретили появление на экране любимого вождя. На много лет отставленного противным Никиткой. Каждое такое появление сопровождалось аплодисментами. Многие в зале вставали. В конце 1970 – началу 1971 года вышел третий фильм эпопеи – «Направление главного удара» (в двух частях). А в конце 1971 года – два заключительных фильма. «Битва за Берлин» и «Последний штурм».

 

 

ПОСЛЕ «ОСВОБОЖДЕНИЯ»
На гребне успеха своей эпопеи Юрий Озеров приступил к следующей – “Солдаты свободы” (рабочее название – «Коммунисты»). Рассказывающей о том, что же происходило в 1944 – 1945 годах в Восточной Европе. Фильм охватывает Варшавское восстание, фашистский переворот в Венгрии (осуществленный группой Скорцени, которого здесь сыграл Бруно Оя), падение союзных Германии режимов в Болгарии и Румынии, Словацкое восстание. Но и здесь режиссеру были выдвинуты жесткие требования – он должен показать всех нынешних руководителей этих государств, как главных лидеров антифашистского движения. Время показало, что это решение было огромной ошибкой. И не только из-за того, что это было лажей (как сказал один из героев Михаила Кононова, «во-первых, это вранье, а во-вторых – неправда!»). В конце концов, искажения исторической правды и без «Солдат» хватало. А потому, что от них от всех и следа не осталось. Причем, фигуры как на подбор – сплошь одиозные. Что Брежнев (за которого бедному Матвееву пришлось потом оправдываться), что Герек (которого, кстати, сняли еще до перестройки), что Гусак, что Живков с Кадаром. Не говоря уже о Коле Чаушеску.

С приходом Андропова атмосфера существенно изменилась. Юрий Озеров смог, наконец, получить разрешение на «Битву под Москвой». Которая и вышла в 1985 году. А после перестройки он завершил свою эпопею «Сталинградом» (1989). Тем не менее, большая часть его работ оказалась в забвении. В тот период ни один из его фильмов не мог появиться на экранах в оригинальном виде. Тогда Озеров решился на очень умный шаг. Он решил выбросить из своих картин всю эту брежневскую идеологическую чепуху, а заодно и смонтировать свои ленты в хронологическом порядке (что до него уже проделал Коппола с «Крестным отцом»). Так и получилась «Трагедия века» (проект ОРТ). В которую вошли лучшие фрагменты из его работ. Туда же была добавлена и хроника. Однако, и здесь режиссер столкнулся с противодействием. Некоторые эпизоды из «Сталинграда» к показу разрешены не были. Выкинули расстрел красноармейцев загранотрядами. Еще кое-что. И это в конце 90-х! Тем не менее, картина получилась. Также, на основе своих фильмов, Юрий Николаевич смонтировал фильм о Жукове. Конечно, сразу бросается в глаза, что Михаил Ульянов в каждой части разный. Причем, там, где он должен быть моложе и тоньше – он наоборот, старше и грузнее.

Впрочем, это не мешает восприятию – настолько наше сознание свыклось с Ульяновым – Жуковым. Вообще, за все годы озеровских лент, кроме Дица, умерли два «Сталина» (включая Закариадзе) и два «Черчилля» (один из которых Юрий Дуров) И, наконец, о ляпах. Их, в общем-то, немного на картинах Озерова. Помню, как вдали электричка движется на фоне боев в Варшаве (это было замечено многими зрителями). Но в «Трагедии века» – не ляпы, а супер! Просто именины сердца для любителей. Это «Марта» Геббельс (хотя, по-моему, всем известно, что она – Магда). И загадочный американский президент – Франклин Теодор (?!) Рузвельт. Какая-то бестолочь, составляющая текст хроники, смешала в кучу двух президентов. Ну, а Карапетян, как попугай, (или, скажем, как Максим Галкин) прочел этот бред в картине. Эх, где вы, далекие времена, с редакторами и корректорами…?

АКТЕРСКИЙ СОСТАВ

СССР
МИХАИЛ УЛЬЯНОВ…………………………………Маршал Георгий Жуков
ВЛАДЛЕН ДАВЫДОВ…………………………..Генерал Константин Рокоссовский
БУХУТИ ЗАКАРИАДЗЕ……………………………………Сталин
ЮРИЙ ДУРОВ……………………………………………..Черчилль
ВЛАДИСЛАВ СТРЖЕЛЬЧИК……………………Генерал Алексей Антонов
ЕВГЕНИЙ БУРЕНКОВ…………………………Маршал Александр Василевский
ПЕТР ЩЕРБАКОВ……………………………..Генерал Константин Телегин
СЕРГЕЙ ХАРЧЕНКО………………………………Генерал Николай Ватутин
КЛЕН ПРОТАСОВ……………………………….Генерал Сергей Штеменко
ГРИГОРИЙ МИХАЙЛОВ………………………….Генерал Михаил Малинин
ДМИТРИЙ ФРАНЬКО………………………………Генерал Павел Рыбалко
ПЕТР ГЛЕБОВ………………………………………Генерал Павел Ротмистров
ЮРИЙ ЛЕГКОВ……………………………………..Генерал Иван Конев (фильмы 1, 2)
ВАСИЛИЙ ШУКШИН……………………………Маршал Иван Конев (фильмы 3, 4, 5)
КОНСТАНТИН ЗАБЕЛИН………………………….Генерал Михаил Катуков
КОНСТАНТИН ТЫРТОВ……………………..Штабной генерал Воронежского фронта
Актер также дублирует Константина Забелина
РОМАН ТКАЧУК……………………………………Генерал Алексей Епишев
ЛЕВ ПОЛЯКОВ……………………………………..Генерал Георгий Гречко
НИКОЛАЙ РУШКОВСКИЙ………………………..Генерал Кирилл Москаленко
ВЛАДИМИР ЗАМАНСКИЙ……………………………Генерал Павел Батов
НИКОЛАЙ РЫБНИКОВ……………………………..Генерал Михаил Панов
ВАЛЕРИЙ КАРЕН……………………………………Генерал Иван Баграмян
ИВАН ПЕРЕВЕРЗЕВ…………………………………Генерал Василий Чуйков
В финальной части пятого фильма телефонный разговор Чуйкова (с Жуковым) озвучивает Владимир Балашов
МИХАИЛ ПОСТНИКОВ…………………………….Генерал Василий Соколовский
СЕРГЕЙ ЛЯХНИЦКИЙ………………………………Генерал Семен Богданов
АЛЕКСЕЙ ПРЕСНЕЦОВ…………………………….Генерал Сергей Руденко
АНАТОЛИЙ КУЗНЕЦОВ……………………………Генерал Георгий Захаров
АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВ………………………..Генерал Дмитрий Лелюшенко
АЛЕКСАНДР СМИРНОВ……………………………Генерал Михаил Барсуков
НИКОЛАЙ ЛЕБЕДЕВ………………………………..Генерал Степан Красовский
АНАТОЛИЙ РОМАШИН…………………………….Генерал Василий Шатилов
ВИКТОР БОРЦОВ…………………………………..Генерал Григорий Орел
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВ………………………………Генерал Федор Кузнецов
АЛЕКСЕЙ ГЛАЗЫРИН……………………………….Пантелеймон Пономаренко
ВЛАДИМИР КОРЕНЕВ………………………………….Капитан Неустроев
ЭДУАРД ИЗОТОВ…………………………………..Лейтенант Алексей Берест
ЮРИЙ ПОМЕРАНЦЕВ……………………………Генерал-лейтенант Андрей Власов
АЛЕКСАНДР БАРУШНОЙ……….. Сэр Алан Брук, Начштаба Британских ВС
НИКОЛАЙ БОГОЛЮБОВ………………………………..Клим Ворошилов
ГЕОРГИЙ ТУСУЗОВ……………………………Король Италии Виктор – Эммануил
НИКОЛАЙ ЕРЕМЕНКО (Старший)……………………..Иосип Броз Тито
ВИКТОР БАЙКОВ………………………………………Вячеслав Молотов
НИКОЛАЙ ОЛЯЛИН……………………………………..Капитан Цветаев
БОРИС ЗАЙДЕНБЕРГ……………………………………..Майор Орлов
ЛАРИСА ГОЛУБКИНА………………………………………..Зоя
СЕРГЕЙ НИКОНЕНКО……………………………………….Сашка
ВИКТОР АВДЮШКО…………………………………….Майор Максимов
ВСЕВОЛОД САНАЕВ………………………………….Подполковник Лукин
ВЛАДИМИР САМОЙЛОВ……………………………….Полковник Громов
ИГОРЬ ОЗЕРОВ………………………………………..Лейтенант Леонтьев
ЮРИЙ КАМОРНЫЙ…………………………………….Лейтенант Васильев
ВАЛЕРИЙ НОСИК…………………………………………Дорожкин
ЮРИЙ ДУБРОВИН……………………………Артиллерист, посланный к Леонтьеву
ИВАН МИКОЛАЙЧУК………………………………………..Савчук
ВАЛЕНТИН ГРАЧЕВ……………………………………Радист Леонтьева
МИХАИЛ КОКШЕНОВ……………………………….Артиллерист Цветаева
ЮРИЙ КИРЕЕВ……………………………………………….Санитар
ЮРИЙ МАРТЫНОВ………………………………….Адъютант Громова
НИКОЛАЙ ПЕНЬКОВ……………………………….Адъютант Рыбалко
РОМАН ХОМЯТОВ……………Немецкий переводчик, расстрелявший Максимова
ЮРИЙ НАЗАРОВ………………………………Боец РОА, засевший на церквушке
ВЛАДИМИР ПРОТАСЕНКО…………………………..Адъютант Ватутина
ПЕТР ЛЮБЕШКИН…………………………………..Подполковник Коркин
ЛЕВ ПРЫГУНОВ……………………………….Французский летчик “Нормандии”
ВЛАДИМИР РАЗУМОВСКИЙ…………….Лейтенант Зайцев, летчик “Нормандии”
ВЛАДИМИР КАШПУР……………………………….Солдат с “мокроступами”
МИХАИЛ ГЛУЗСКИЙ………………………………….Сержант Ряженцев
ЕВГЕНИЙ ШУТОВ………………………………….Боец из батальона Неустроева
ИРЭН АЗЕР……………………………………………………Связистка
МИХАИЛ НОЖКИН………………………………………..Лейтенант Ярцев
ОЛЬГА ПРОХОРОВА…………………………………Немка в берлинском доме
ИНГРИД АНДРИНЬ…………………….Немка (с раговорником) в берлинском доме
ВЛАДИМИР ГЕРАСИМОВ……………………………….Лейтенант Кругликов
ТЫНУ ААВ…………………………………………Офицер СС в Заксенхаузене
ХЕЙНО МАНДРИ………………………………….Офицер СС в Заксенхаузене
ОЛЕВ ЭСКОЛА………………………………………….Артур фон Кристманн
ВАЛДИС АККУРАТЕРС……………Британский военный журналист в армии Тито
ЮЛИЯ ДИОШИ……………………………………………..Магда Геббельс
ЛЕОНИД КУРАВЛЕВ…………………………..Связист, посланный в бункер Гитлера
НИКОЛАЙ СМОРЧКОВ…………………………………Ординарец Неустроева
ГЕРМАН КАЧИН…………………………………………………Фотограф
ВИКТОР УРАЛЬСКИЙ…………………………………………..Солдат
БОЛОТ БЕЙШЕНАЛИЕВ……………………………………Водитель танка
ЮРИЙ ЛЕОНИДОВ……………………………………Комбат из армии Рыбалко
МИХАИЛ БОЧАРОВ…………………………………..Генерал в ставке Жукова
ЮРИЙ БОГОЛЮБОВ…………………………..Переводчик Молотова в Тегеране

ГДР
ФРИЦ ДИЦ………………………………………..Адольф Гитлер
ХАННЬО ХАССЕ……………………..Генерал-фельдмаршал Ханс фон Клюге
ПЕТЕР ШТУРМ………………………..Генерал-полковник Вальтер Модель
ЗИГФРИД ВАЙС……………………..Генерал-фельдмаршал Эрих Манштейн
ЭРИХ ГЕРБЕРДИНГ………………….Генерал-фельдмаршал Эрнст Буш
ФРЕД МАР……………………………..Обергруппенфюрер СС Зепп Дитрих
ХОРСТ ГИЗЕ……………Пленный сапер (фильм 1), Йозеф Геббельс (фильмы 2-5)
АНГЕЛИКА ВАЛЛЕР………………………………….Ева Браун
ХАНС – ХЕРМУТ КРЮГЕР……………………..Генерал Ханс Кребс
ГЕРД – МИХАЭЛЬ ХЕННЕБЕРГ………….Генерал-фельдмарал Вильгельм Кейтель
ВЕРНЕР ДИССЕЛЬ………………………..Генерал-фельдмаршал Альфред Йодль
ХЕРБЕРТ КЁРБС…………………………………Генерал Хайнц Гудериан
ЭРИХ ТИДЕ……………………………………Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер
КУРТ ВЕТЦЕЛЬ………………………………..Рейхсмаршал Герман Геринг
ИОАХИМ ПАПЕ………………………………..Рейхсляйтер Мартин Борман
РОЛЬФ РИППЕРГЕР…………………………….Генерал Адольф Хойзингер
ФРЕД АЛЕКСАНДЕР………Элиас Базна, немецкий агент в Тегеране “Цицерон”
ЗЕПП КЛОЗЕ………………………………….Обергруппенфюрер СС Карл Вольф
АЛЬФРЕД ШТРУВЕ……………………..Полковник Клаус Шенк фон Штауффенберг
ВИЛЬФРИД ОРТМАНН………………………….Генерал Фридрих Ольбрихт
ХАНС – ЭДГАР ШТЕХЕР……………………………Вернер фон Хефтен
ВЕРНЕР ВИЛАНД…………………………….Генерал-полковник Людвиг Бек
ОТТО ДИРИКС…………………………Генерал-фельдмаршал Эрвин фон Вицлебен
ПАУЛЬ БЕРНДТ………Мерц фон Квирнхайм (фильм 3), Артур Аксманн (фильм 5)
ГЕНРИХ КЁН………………………………………Майор Отто-Эрнст Рёмер
ЭРНСТ – ГЕОРГ ШВИЛЬ…………………….Шарфюрер в бункере фюрера
ХОРСТ ГИЛЛЬ……………………………Отто Гюнше, адъютант фюрера
ОТТО БУССЕ……………………………..Хайнц Линге / Аллен Даллес
ХАНС – УЛЬРИХ ЛАУФФЕР……………..генерал Густав Шмидт

ПОЛЬША
СТАНИСЛАВ ЯСЬКЕВИЧ…………………………Президент США Франклин Рузвельт
ЯН ЭНГЛЕРТ…………………………………………………….Танкист Ян Вольны
БАРБАРА БРЫЛЬСКА………………………………………………..Хелена
ДАНИЭЛЬ ОЛЬБРЫХСКИЙ……………………………..Жокей Хенрик Домбровский
ИГНАЦЫ МАХОВСКИЙ……………………………………………….”Старик”
ВЕНЧИСЛАВ ГЛИНСКИЙ…………………………………………….”Кузнец”
АДАМ ПЕЖИК……………………………Немецкий офицер, свистящий на ипподроме
ЦЕЗАРЫ ЮЛЬСКИЙ……………………..Немецкий офицер, задержавший Хенрика
ТАДЕУШ ШМИДТ…………………………………………….Генерал Зигмунт Берлинг
ФРАНТИШЕК ПЕЧКА……………………………………………….Сержант Пелка
МАЧЕЙ НОВАКОВСКИЙ………………………………..Генерал Александр Завадский

АКТЕРЫ ДРУГИХ СТРАН
ИВО ГАРРАНИ (Италия)………………………………….Бенито Муссолини
ФЛОРИН ПЬЕРСИК (Румыния)…………….Хауптштурмфюрер СС Отто Скорцени

Дуга

Фильм первый – “ОГНЕННАЯ ДУГА”, 1969 год

Картина рассказывает о Курском сражении июля 1943 года. Съемки проводились в окрестностях Переяслава-Залесского. Разрешение на проведение съемок на месте реальных событий так и не было получено. Хотя группа и выезжала в Курск. Проблема заключалась в том, что места былых сражений содержали в себе огромное количество неразорвавшихся бомб и снарядов. Которые могли сдетонировать в любой момент при проведении пиротехнических эффектов. Решили не рисковать.

ПрорывФильм второй – “ПРОРЫВ”, 1969 год

Форсирование Днепра. Реальный факт создания ложного плацдарма на левом берегу Днепра с тем, чтобы оттянуть на него крупные силы немцев. Плацдарм был полностью окружен, и большая часть его защитников погибли. Лишь немногим удалось прорвать окружение и выйти к основной переправе советских войск. В этот список авторы включили и своих героев – Цветаева и Орлова.

В это же самое время Бенито Муссолини был арестован в ходе заговора маршала Бадольо. По приказу Гитлера дуче освободила специальная группа Отто Скорцени. Германские войска вторглись в Италию. Фильм заканчивается Тегеранской конференцией.

Направление главного удараФильм третий – “НАПРАВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО УДАРА”, 1970 год

Рассказ о решающих и драматических событиях 1944 года. О Белорусской наступательной операции («Багратион») и полном освобождении территории СССР. В начале июня союзники высаживаются в Нормандии. Несмотря на то, что германский агент «Цицерон» сумел выкрасть документы об открытии Второго фронта, немцам не удается предотвратить высадку. Неудачи на фронтах порождают заговор генералитета с целью убийства Гитлера и заключении сепаратного мира с западными союзниками. Покушение 20 июля не удается. Заговор раскрыт, и мятеж подавлен.

Съемки велись там же, где и два предыдущих фильма – на специально выделенной территории около Переяславля- Залесского.

Битва за БерлинФильм четвертый – “БИТВА ЗА БЕРЛИН”, 1971 год

Главное сражение на подступах к германской столице, штурм Зееловских высот. Ялтинская конференция. Гиммлер посылает начальника штаба СС обергруппенфюрера Карла Вольфа в Берн, на переговоры с Алленом Даллесом. Причем, не только с согласия Гитлера, а по его прямому указанию. Вот почему то, на чем держится сюжет Юлиана Семенова, является абсолютно несостоятельным. Картина вышла за два года до «Семнадцати мгновений», и этот эпизод в ней так и остался незамеченным.

Последний штурмФильм пятый – “ПОСЛЕДНИЙ ШТУРМ”, 1971 год

Последний фильм эпопеи. Его просмотрело больше всего зрителей, так как в течение многих лет он стабильно демонстрировался по ТВ на 9 мая. Что и понятно – именно в нем показано окончание войны и водружение знамени над рейхстагом (причем, совершенно не соответствующее исторической реальности). В отличие от предыдущих лент пятый фильм снимался непосредственно в столице ГДР.

Сюда прибыл целый съемочный эшелон. Как раз в это время начиналась реконструкция одного из центральных районов. Все старые дома предполагалось снести, чтобы на их месте возвести современные здания. Поэтому, его легко отдали под съемки. Здесь можно было взрывать и ломать без всяких ограничений.

Штурм Рейхстага снимался по частям. В Берлине нашли полуразрушенный собор, фасад и парадная лестница которого очень напоминали Рейхстаг. Бои внутри здания сняли, естественно, на Мосфильме. А перестрелку наверху – также в берлинском Доме Техники.

Особое место в картине занимает эпизод с затоплением метро (Гитлер приказал открыть шлюзы и спустить воды Шпрее в метро, чтобы не допустить прохода по нему советских войск). Эти съемки прошли под Москвой. На одном из шлюзов Москва-реки построили декорацию берлинской подземки. Куда привезли настоящие немецкие вагоны. Затопление «метро» происходило в результате открытия шлюза. Это была довольно опасная процедура, но она, к счастью, закончилась благополучно.

Здесь, в пятом фильме эпопеи Михаил Ножкин поет свою популярную песню «Последний бой».

https://vivalia.ru белье женское больших размеров белье большие размеры производитель.
Рейтинг: Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...

Автор: Tweed

Внимание! Перепечатывание текстового материала разрешено автором, при условии размещения прямой ссылки на источник!

Ссылка:

Автор сайта Tweed награждён орденом «Virtuti Wikipedi» за серию статей и правок к статьям о Советско-польской войне и Сентябрьской войне, а также за отстаивание нейтральности в обсуждении статей этих тематик.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *