Девушка из банкаРежиссер ЯНУШ НАСФЕТЕР

В советском прокате – “Девушка из банка”

Премьера картины состоялась 8 июля 1963 года. Она поставлена не по книге (как думают многие), а по оригинальному сценарию Мачея Сломчинского, который он написал под псевдонимом Джо Алекс. И только через два года вышла его повесть с тем же названием “Преступник и девушка” (под псевдонимом Казимеж Квасьневский). А после нее последовало продолжение – “Приказываю актерам повторить убийство“, где Малгожата и Жьентек уже женаты. К сожалению, она не была экранизирована…

Мачей Сломчинский – известный польский писатель, работавший в детективном жанре. Он был сыном Мериана Купера, создателя Кинг-Конга, который в качестве летчика-добровольца участвовал в Советско-польской войне. Там, в Польше, у него и случился роман с матерью Мачея, родившегося в октябре 1920 года. Помимо “Девушки из банка” в советском прокате с огромным успехом демонстрировались еще две ленты по сценарию Сломчинского. Это “Особняк на Зеленой” и “Где третий король?

Скучная провинциальная девица Малгожата Маковска, работающая кассиром в таком же унылом, как и она, Камоцке (название взято Сломчинским из реально существующего города Воля – Камоцка), становится единственной свидетельницей дерзкого ограбления инкассаторской машины. Расследование ведет Главное управление МО.

В сопровождении капитана Жьентека (имя Жьентека в повести не указано, но в фильме его зовут Ян) она отправляется на морской курорт Мендзыздрое, чтобы опознать преступника, если он там появится. Там же оказывается и Марыся Клосек (в дублированном варианте, почему-то, Клочек) – соседка Малгожаты в Камоцке. В Мендзыздрое действие разворачивается в известном отеле “Славия” (в повести – “Империал”). Авторы выстроили классическую детективную интригу с тремя явными  подозреваемыми, один из которых, как и положено, в конце фильма оказывается искомым убийцей. Сравнить эту блестящую ленту можно, пожалуй, разве что с картиной “Преступник оставляет след” Александра Сцибор-Рыльского. В обоих фильмах, кстати, снялся Збигнев Цибульский (он погиб, возвращаясь со съемок “Преступника”).

Дубляж картины неплох, хотя местами и отличается от оригинала. А слово пан везде заменено на товарищ. Поэтому из уст Малгожаты исчезло ее постоянное “вежливо-чиновничье” присловье проше пана (с вашего позволения), вместо которого звучит разная чушь, типа товарищ полковник. А ведь именно над этой своей привычкой она иронизирует в самом конце фильма. В картине снялась знаменитая звезда довоенного кино Хелена Гроссувна, блиставшая в кино и на сцене.

В дубляже принимали участие Феликс Яворский (Жьентек), Алексей Алексеев (полковник), Константин Тыртов (Врублевский), Артем Карапетян (Завадский), Геннадий Юдин (Рогульский), Михаил Глузский (Шиманский)

Музыку к фильму написал известный композитор – джазист Кшиштоф Комеда (Тшцинский), работавший с Романом Поланским. Последней его работой стал “Ребенок Розмари”. В ноябре 1968 года он разбился в автокатастрофе в Лос-Анджелесе и 23 апреля скончался в Варшаве. И, к сожалению, он не единственный из создателей фильма…

Они так втроем и перешли из “Пепла и алмаза”Эва Кшижевска (у Вайды был ее дебют), Збигнев Цибульский и Адам Павликовский. Странным и трагическим образом закончила свою жизнь четверка актеров этого великого фильма (включая Богумила Кобелу). И, почему-то, именно в январе и июле. Первым ушел из жизни Збигнев Цибульский, погибший под колесами варшавского экспресса 8 января 1967 года. За ним последовал Кобела, скончавшийся в Гданьске 10 июля 1969 года после аварии под Короновом. Адам Павликовский, непрофессиональный актер, блестящий журналист, кинокритик и музыковед покончил с собой 17 января 1976 года. А в начале века не стало и Эвы Кшижевской. Актриса еще в 1973 году покинула Польшу. Последние годы она работала в библиотеке ООН. 27 июля 2003 года она скончалась от ран, полученных в автокатастрофе на юге Испании. В Польшу известие о ее гибели пришло с большим запозданием, поэтому даты часто расходятся. Называют также 30 июля и 11 августа. Эве Кшижевской было 64 года. Вместе с ней погиб и ее муж Болеслав Квятковский.

ЗБИГНЕВ ЦИБУЛЬСКИЙ……………………..Жьентек
ЭВА КШИЖЕВСКА……………………..Малгожата Маковска
ЭДМУНД ФЕТТИНГ…………………………….Каплинский
ПЕТР ПАВЛОВСКИЙ…………………………..Рогульский
ГУСТАВ ЛЮТКЕВИЧ……………………Тадеуш Врублевский
ЭВА ВИШНЕВСКА………………………….Марыся Клосек
АДАМ ПАВЛИКОВСКИЙ……………………..Завадский
ИГНАЦЫ МАХОВСКИЙ……………………..Шиманский
ХЕЛЕНА ГРОССУВНА…………………………портье отеля
Звезда довоенного польского кино, актриса и балерина, ученица Нижинского

Катажина БоверыХелена МайданецЗбигнев Цибульский, Эва Кшижевска, Петр ПавловскийЭва ВишневскаЭдмунд ФеттингГустав ЛюткевичИгнацы Маховский, Збигнев ЦибульскийЭва Кшижевска, Петр Павловский

 

 

 

 

 

 

Рейтинг: Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...

Автор: Tweed

Внимание! Перепечатывание текстового материала разрешено автором, при условии размещения прямой ссылки на источник!

Ссылка:

Автор сайта Tweed награждён орденом «Virtuti Wikipedi» за серию статей и правок к статьям о Советско-польской войне и Сентябрьской войне, а также за отстаивание нейтральности в обсуждении статей этих тематик.

  1. m_holodkowski Ответить

    Очень интересная инфа! Не знал – о гибели Кшижевской, о книге-продолжении… Dziekuje bardzo!

  2. msg39 Ответить

    Режиссер Януш Насфетер подарил нам свои кинематографические полотна, ставшими шедервами польского кино. Вот так вот, скромно. Давно нет с нами и Збигнева Цибульского, его друга Богумила Кобеля, Кшиштофа Хамеца и Адама Павликовского. И никогда уже Серафима Холина не порадует нас своим красивым голосом, дублируя Эву Кшижевску. Великий Вайда, пан Вайда, Анджей Вайда продолжает творить вечное. Словно эти люди завещали ему свое любимое дело. Другая картина Я.Насфетера “Вынужденная прогулка” с, если судить по интернетовской информации, Даниэлем Ольбрыхски. В СССР фильм вышел на экраны в 1968 или 1969, с мрачной критикой (“Советский экран”, № 10,1969). Да в этом повествовании режиссер и актер Кшиштоф Хамец показали главного героя с великолепным сердцем и душой, а красивое музыкальное сопровоздение только подчеркивает незабываемость картины. Это был золотой век польской кинематографии.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *